Как известно, последний альбом
«Битлз» Let It Be на самом деле был записан до Abbey Road (вышел 26
сентября 1969 года), но по ряду причин появился позже, 8 мая 1970 года.
Let
It Be должен был состоять из новых песен, записанных живьем в студии и
без наложений. Джон, Джордж, Пол и Ринго во всем отличались
оригинальностью, в том числе и в подходе к записи альбомов. Let It Be
создавали так: песни сочиняли в студии, репетировали, доводили до ума,
и весь этот творческий процесс снимала кинокамера. Съемки легли в
основу известного фильма. Для финального прогона нового материала
«Битлз» поднялись на крышу студии, выбрав ее в качестве концертной
площадки, но были оттуда изгнаны полицией.
К моменту
записи Let It Be «Битлз» уже несколько лет не выступали с концертами,
и, видимо, концертного «драйва» им в каком-то смысле не хватало. Во
всех интервью участников группы, где они рассказывают о проекте,
красной нитью проходят идеи «концерта», «энергетики» и «маленького
рок-ансамбля».
Нил Аспинол (роуд-менеджер «Битлз»,
впоследствии - финансист битловской компании Apple) вспоминает: «Let It
Be не был выпущен сразу на пластинке потому, что мы ждали, когда
закончится монтаж фильма. Когда фильм был готов и оставалось несколько
месяцев до его выхода, нам понадобился Let It Be в виде альбома. У нас
были пленки, которые было решено отдать Филу Спектору». Американец Фил
Спектор - знаменитый продюсер, придумавший популярный доныне прием
«стена звука» (wall of sound) и записывавший известные американские
соул-группы, до того к группе «Битлз» никакого отношения не имел
(спустя пару лет после описываемых событий он спродюсировал несколько
сольных альбомов Джона Леннона, включая Imagine). Согласно
первоначальной идее, Let It Be должен был стать роковым альбомом с
необходимым минимумом инструментов (четверо «битлов» плюс приглашенный
клавишник Билли Престон). Однако Спектор подошел к работе со своими,
уже сложившимися, представлениями о хорошем звуке. В стремлении к
идеалу изобретатель «стены звука» утопил почти все пространство альбома
в очень красивых и очень сладких струнных и духовых (благо группа,
де-факто распавшаяся к тому моменту, ему в этом не мешала). Позднее
Аспинол прокомментировал это так: «Я не уверен, что кто-то разъяснил
Филу, каким должен быть альбом, что это - материал, который записала
рок-группа из четырех-пяти человек, без всяких наложений и оркестров.
По-моему, ему просто отдали пленки, и все. Вот и получилось то, что
обычно делает Фил Спектор. Безусловно, он сделал отличную работу, это
великий альбом, но главная концепция пропала».
Новая
версия альбома под названием Let It Be... Naked («Пусть будет...
обнаженным») - это, собственно, и есть Let It Be, который, по выражению
журнала Rolling Stone, «де-спекторизирован». То есть практически те же
песни, что можно услышать в фильме, только со звуком альбомного
качества. Из треклиста 70-го года были убраны две песни, Maggie Mae и
Dig It, но прибавилась Don't Let Me Down. Также полностью изменился
порядок песен, в частности, альбом открывает Get Back, а завершается
символично - заглавной Let It Be.
Что интересно в новой
версии? Разумеется, то, ради чего все это и затевалось: абсолютная
прозрачность, "битлы" в первозданном виде. Странное чувство - сложные,
полистиличные и философские песни, звучащие непосредственно и
энергично, как ранние, "битовые" и рок-н-ролльные альбомы The Beatles.
Некоторым трекам обновление, честно говоря, не очень-то пошло на пользу
(но это опять же вопрос вкуса, поскольку качество исходного материала
ухудшиться не могло). Зато «обнаженные» версии баллады The Long And
Winding Road, «госпела» Let It Be и «психоделии» Across The Universe
просто ошеломляют! В который раз ловишь себя на мысли: а что было бы,
если бы группа не распалась?
Альбом Let It Be... Naked
будет существовать в нескольких вариантах. Ограниченный тираж (limited
edition) содержит любопытный с исторической точки зрения материал -
бонус-диск с 15-минутным фрагментом репетиции нон-стоп с диалогами
участников группы и фрагментами песен. Например, там есть сольная
фортепианная импровизация Джона Леннона, которая подозрительно
напоминает его знаменитую балладу Imagine, и композиция A Child Of
Nature, которая потом превратилась в Jealous Guy и в таком виде вошла в
сольный альбом Леннона Imagine (1971).
Александр БЕЛЯЕВ, Время Новостей №214, 17.11.03.
Пол Маккартни: Let It Be появилась, когда я увидел во сне мою маму
О проекте Let It Be
Мы
начали снимать Let It Be - его рабочее название тогда было Get Back - в
январе 1969 года на студии Твикенхэм. Режиссером был Майкл Линдси-Хогг.
Идея фильма была такой: вы видите, как «Битлз» репетируют, играют
вместе и, в конце концов, выступают. Мы хотели показать, как происходит
весь процесс. Сначала была даже мысль организовать все это дело на
океанском лайнере. Но потом мы просто остановились на студии Твикенхэм:
так было спокойнее и для режиссера, и для всех. В любом случае никто
особенно не хотел оказаться на лайнере.
[Во время работы
в студии] нас все время снимали на камеру или записывали на пленку.
Неожиданно мы осознали, что между нами есть определенная напряженность,
которую не спрячешь от камеры. Думаю, Майкл Линдси-Хогг тоже это понял,
потому что он сказал что-то вроде «это пленка; это киноправда, давайте
снимать то, что происходит». Для нас это было очень болезненно, и я
думаю, что такая ситуация все же внесла свою лепту в распад. В то же
время тогда были и замечательные моменты. Но опять же - это ведь не
отпуск и путешествие, о которых вспоминаешь только хорошее, а не
дождливые дни. В данном случае, я думаю, мы потому и запомнили все
плохие моменты, что они были пойманы камерой.
Были споры,
эмоции - хотя для музыки это как раз не самое плохое. Это вообще
полезно для искусства - добавляет остроту, которой нет, когда у тебя
все хорошо.
Когда пришел Билли (Престон. - Ред.), мы все
стали вести себя чуть более цивилизованно. То есть Билли помог -
благодаря ему мы все стали более дружелюбны и покладисты, и, в конце
концов, приятных моментов прибавилось. Кроме того, Билли был
фантастическим музыкантом, который воодушевлял нас... Все привнесенные
им маленькие соло были просто замечательными. Билли помог всему проекту.
О песнях, вошедших в альбом
Песня
One After 909 - одна из первых вещей, которую мы с Джоном написали в
гостиной дома №20 по Фортлин-Роуд, где я в то время жил с отцом и
братом. Сначала песня сочинялась в духе такого кантри-блюза. В этой
песне - все то, что связывает нас с Джоном. К нам как будто вернулось
детство, чистая энергия нашей юности. Это очень приятельская песня,
потому что мы были большими друзьями, когда писали ее.
Я
сочинил кусочек песни, который называл I've Got A Feeling. В середине
этой песни чего-то недоставало, а у Джона тоже был фрагмент песни,
которая как будто начиналась с середины, и в финале ей чего-то
недоставало. В общем, в итоге получилось так: строчки I've got a
feeling, feeling deep inside - это моя песня, а со строчек everybody
had a good year - это уже сочинение Джона. Кажется, такое соединение
оказалось достаточно удачным.
Песня Let It Be появилась
после того, как я увидел во сне мою маму Мэри, которая умерла, когда я
был еще маленьким. Во время когда создавался фильм и альбом Let It Be,
мы все тихо сходили с ума, и в ту ночь я как раз ложился спать в полном
расстройстве и увидел этот сон. В нем мама говорила мне: «Не волнуйся,
все будет хорошо, пусть будет так». Я вроде как успокоился и проснулся
с мыслью: «Я теперь гораздо спокойнее ко всему отношусь». И потом: «А
что она сказала? Это хорошая фраза, может получиться песня». И вот я
стал просто буквально описывать, что было: «когда у меня проблемы, мать
Мэри приходит ко мне...», и тут мне пришло в голову, что здесь двойной
смысл - многие могут подумать, что «мать Мэри» - это Дева Мария!
О новой версии альбома
Почему
вообще стали выпускать эту новую версию альбома? Как-то Майкл
Линдси-Хогг сказал мне, что людей интересует, когда фильм Let It Be
выйдет на DVD. Я сказал, что это замечательная идея, и передал ее Нилу
(Аспиноллу. - Ред.), на Apple. Я много думал об этом и пришел к выводу,
что музыка в фильме "обнаженная", без тех наложений, которые сделал Фил
Спектор. Его вариант тоже был ничего - он мне не очень нравится, но не
сказать чтобы я прямо его ненавидел. Я слушал исходные пленки, без
Спектора, и думал: "Уф! Это просто устрашающе, такое все обнаженное".
Мне очень понравилось. Я думал: вот группа, вот мы, никаких излишеств и
фальши. У меня всегда была такая долгая тайная любовь к этим пленкам, и
когда надо было делать DVD, я сказал Нилу, что стоит сделать саундтрек
к фильму из оригинальных пленок. Он занялся этим, сделал всю работу как
обычно, и результат получился действительно хорошим. В новой версии мне
нравится, что музыка чиста, без примесей. Энергия, которая была в
студии, и музыка, которая при сегодняшней технологии звукозаписи звучит
лучше, чем когда-либо.
Подготовил Александр БЕЛЯЕВ, Время Новостей №214, 17.11.03.
Ринго Старр: «Наши сердца бились в одном ритме»
Нет ничего плохого в том, что сделал , но для меня именно новая версия - то, что я люблю.
Я
отправился на Эбби-роуд чтобы послушать ее... это было невероятно.
Такой настоящий душевный подъем. [Эта запись] возвращает во времена,
когда мы были той группой, битловской...
Версия песни без
струнных потрясла меня. Ничего плохого я не могу сказать о тех
струнных, которые записал Фил, просто я по-разному это воспринимаю.
Прошло тридцать с чем-то лет с тех пор, как я последний раз слышал эту
песню в первозданном виде, и это было потрясающе. Let It Be - тоже
невероятный трек, и теперь вы сможете понять, почему и альбом мы в
конце концов назвали Let It Be.
Get Back - хорошая песня,
в ней эдакое чувство... «надрать задницу»! То же и Don't Let Me Down:
два отличных трека, простых и сырых - возвращение к истокам. Для Get
Back я придумал барабанный «хук», который звучал очень хорошо, и его
потом многие барабанщики копировали. Я сам, например, в песне Back off
Boogaloo (из сольного альбома Blast From Your Past, 1975 год. - Ред.).
One
After 909 была одной из оригинальных композиций, написанных Джоном и
Полом. Я ее никогда раньше [до записи] не играл; мы просто сидели, и
просто нечто начало происходить. Они начали ее играть, я включился:
"Давайте сделаем эту вещь, она заводит!" Еще одна вещь на альбоме,
которая заводит.
С нами происходило нечто волшебное,
телепатия. Когда мы работали в студии, иногда это было совершенно
неописуемо. Нас было четверо, но мы были как "единый мы" - даже наши
сердца бились в одном ритме.