Мукунда Госвами
Летом 1969 года еще до распада самой популярной группы всех
времен и народов Джордж Харрисон выпустил сингл, ставший хитом. Он назывался "Харе
Кришна мантра". Джордж записал его вместе с преданными лондонского храма Радхи-Кришны.
Вскоре эта мелодия заняла первое место в лучшей десятке в Англии, Европе, и некоторых частях
Азии. Слова Харе Кришна вошли тогда в обиход - особенно в Англии. Би-би-си показывало преданных,
или "Харе Кришна чантерс", как их там называли, по четыре раза в самой
популярной телевизионной программе "Top of the Pops".
В то же время за пять тысяч миль оттуда в комнате монреальского отеля несколько бритоголовых
людей в шафрановых одеждах и несколько женщин в сари пели вместе с Джоном Ленноном и Йоко
Оно песню "Give Peace A Chance". Преданные гостили у Леннона несколько
дней и разговаривали о мире и самопознании. Благодаря этому люди по всему миру стали считать
преданных сторонниками более простого, радостного и мирного образа жизни. Даже спустя пятнадцать
лет в жизни бывшего битла Джорджа Харрисона маха-мантра Харе Кришна играет не последнюю
роль.
Эта беседа была записана дома у Джорджа, в Англии, 4 сентября 1982 года. Джордж поделился
тогда с Мукундой Госвами своим опытом повторения Харе Кришна мантры. Он подробно рассказал
о своем понимании этого, о том, что побудило его выпустить пластинку "Харе Кришна
Мантра", "My Sweet Lord" и такие альбомы как "All Things
Must Pass" и "Living in the Material World", написанные под влиянием
мантры и философии. Джордж с признательностью и любовью говорит о своем общении с А. Ч.
Бхактиведантой Свами Прабхупадой, основателем-ачарьей (духовным учителем) движения Харе
Кришна. Джордж рассказывает о своем понимании движения Харе Кришна, музыки, йоги, реинкарнации,
кармы, души, Бога и христианства. В беседе он вспоминает о своей поездки во Вриндаван, где
родился Господь Кришна, в Индию, родину маха-мантры Харе Кришна. А также о том, как относятся
к мантре, распространившейся в наши дни по всему миру многие его друзья-знаменитости.
CHANT AND BE HAPPY
Мукунда Госвами: Часто вы говорите о себе, как о переодетом
преданном, кабинетном йоге. В своих песнях вы рассказываете людям по всему миру о повторении
мантры. Расскажите, что вы думаете об этом? Как вы впервые встретились с Кришной?
Джордж Харрисон: Все произошло благодаря моей поездке в Индию. К тому времени, как
Движение сознания Кришны появилось в Англии (в 1969 году), мы с Джоном уже знали об альбоме
Прабхупады "Сознание Кришны". Мы много слушали его и нам очень нравилось.
Это было впервые, когда я услышал Харе Кришна маха-мантру.
Мукунда Госвами: Вы с Джоном слушали пластинку Шрилы Прабхупады
и сами повторяли мантру, но еще не встречали преданных. Когда Гурудаса, Шьямасундара и я
(первые преданные из Америки в Англии), приехали, чтобы открыть храм в Лондоне, вы помогли
арендовать первый храм в Лондоне, купили для нас Мэнор [Бхактиведанта Мэнор, поместье в
17 акров, пожертвовано ИСККОНу Джорджем в 1973 году]. Это дало возможность сотням тысяч
людей узнать о сознании Кришны. Кроме того, вы финансировали первое издание книги "Кришна".
Вы совсем мало нас знали. Как это на вас повлияло?
Джордж Харрисон: Я всегда чувствовал себя рядом с Кришной как дома. Это всегда было
частью меня. Думаю, у меня это с прошлой жизни. Ваш приезд в Англию был чем-то вроде детали
в мозаике, которой не хватало, чтобы картинка стала законченной. Понемногу это мозаика собиралась,
и когда вы приехали в Лондон, я сразу откликнулся. Нужно смотреть правде в глаза. Я подумал,
что лучше мне оставаться с этими людьми, чем с какими-то другими. Вот так. То есть я предпочел
бы быть преданным Бога, а не так называемым "святым" или "нормальным"
человеком, который совершенно не понимает, что он - духовное существо, что у него есть душа.
Я себя очень хорошо чувствовал с преданными, как со старыми знакомыми. Все было так естественно.
Мукунда
Госвами: Джордж, Вы были одним из "Битлз" - несомненно, одной из величайших
групп в истории, которая повлияла не только на музыку, но и на целое поколение. После распада
группы вы вышли на сольную сцену с такими альбомами как "All Things Must Pass",
который держался на первом месте в течение семи недель. Сингл "Give Me Love"
находился на первом месте в Америке в течение двух месяцев. Затем был альбом "Living
In The Material World", он стал первым номером в "Билборде" на
шесть недель. Феноменальный успех имел и концерт для Бангладеша, в котором приняли участие
Ринго Старр, Эрик Клэптон, Боб Дилан, Леон Рассел и Билли Престон. Альбом и фильм стали
самым успешным проектом в истории рока. У вас был материальный успех. Вы побывали везде
и все повидали, но тем не менее вы находились в духовном поиске. Что заставило вас начать
ваше духовное путешествие?
Джордж
Харрисон: Это произошло уже после успеха в 60-х. Мы виделись со множеством людей,
встреча с которыми считалась весьма ценной. Но потом выяснялось, что ничего ценного в этом
нет. У нас было больше, чем у кого-либо еще хитов, и делали мы это лучше, чем другие. Вот
если залезть на высокую стену, а затем посмотреть вниз и увидеть, что там, внизу, гораздо
больше людей. Я почувствовал, что в этом мой долг - сказать: "Может быть вы думаете,
что все, что вам нужно - быть богатым и знаменитым, но на самом деле это не так".
Мукунда Госвами: Джордж, недавно вышла ваша автобиография
"I Me Mine", и вы рассказываете, что песня "Awaiting On You All"
посвящена джапа-йоге (повторению мантры на четках). Вы объяснили, что мантра - это "мистическая
энергия, заключенная в оболочку звука", и что "каждая мантра содержит определенную
силу в вибрации". Но из всех мантр "в этот век маха-мантра описывается как наиболее
простой и короткий путь к осознанию Бога". Вы практиковали бхакти-йогу. Что вы ощущали
при повторении мантры?
Джордж Харрисон: Прабхупада однажды сказал мне, что мы должны просто продолжать
повторять насколько можно больше. Когда вы сделаете это один раз, вы поймете, какое благо
получаете. То, что вы получаете при повторении мантры, - это блаженство, или духовное счастье,
вкус которого намного выше любого счастья в этом материальном мире. Поэтому я говорю, что
чем больше делаешь это, тем сильнее не хочется останавливаться. Потому что это так замечательно
и умиротворяюще.
Мукунда Госвами: Что это за мантра, которая приносит такое
чувство мира и счастья?
Джордж Харрисон: Слово "Харе" означает внутреннюю энергию Господа.
Мантра неотлична от Самого Бога. Бог - это все счастье, все блаженство. Повторяя Его имена,
мы связываемся с ним. Это процесс, который дает возможность по-настоящему понять Бога. Он
основан на повторении мантры. Я написал в предисловии к книге Прабхупады "Кришна"
несколько лет назад: "Если Бог существует, то я хочу увидеть Его. Невозможно без доказательств
поверить во чтo-то. Поэтому сознание Кришны, медитация - способ, с помощью которого можно
поистине увидеть Бога."
Мукунда Госвами: И как быстро это можно сделать?
Джордж Харрисон: Конечно же за пять минут вы ничего не достигнете. Требуется время.
Но этот путь ведет к Богу, он помогает очиститься и понять, что такое естественное, вечное
состояние сознания.
ДЖОН ЛЕННОН И МАНТРА
Мукунда
Госвами: Повторял ли еще кто-нибудь из "Битлз" мантру?
Джордж Харрисон: Еще до встречи с Прабхупадой и преданными я купил альбом, который
Прабхупада записал в Нью-Йорке. Мы с Джоном слушали его. Помню, как мы с Джоном нескролько
дней плавали среди Греческих островов, играли на гавайских гитарах, банджо, и пели мантру.
Мы пели шесть часов подряд, начав, мы уже не могли остановиться. Когда мы останавливались,
то казалось, что выключается свет. Доходило даже до того, что у нас начинало болеть горло,
потому что мы все пели снова и снова. Мы ощущали подьем; это для нас было самое счастливое
время.
Мукунда Госвами: Знаете, недавно я видел запись, которую нам
прислали из Канады. Там Джон и Йоко Оно записывают песню "Give Peace A Chance".
Там, в номере отеля королевы Елизаветы в Монреале, пять-шесть преданных пели и играли на
караталах и мридангах. Джон и Йоко пели в той песне мантру Харе Кришна. Было это в мае 1969
года. А три месяца спустя Шрила Прабхупада уже гостил целый месяц в их доме под Лондоном.
В то время Джон находился в духовном поиске, а Прабхупада объяснял путь мира и освобождения.
Он говорил о вечной природе души, карме, перевоплощении - темах, описанных в Ведической
литературе. Хотя Джон никогда не считал Харе Кришна важной частью своей жизни, он отразил
философию сознания Кришны в своей песне "Instant Karma" через год после
беседы с Прабхупадой. Так в чем же разница между повторением Харе Кришны и медитацией?
Джордж Харрисон: На самом деле это то же, что и медитация, но, как мне кажется,
более эффективный способ. То есть, даже если вы откладываете четки, то можете повторять
или петь мантру без них. Разница между молчаливой медитацией и повторением в том, что безмолвная
медитация зависит от сосредоточенности, а когда вы повторяете мантру, это более близкая
связь с Богом.
Мукунда Госвами: Что вы чувствуете после длительного повторения
мантры?
Джордж Харрисон: При моем образе жизни иногда появляется возможность по-настоящему
заняться этой практикой. И чем больше повторяешь, тем труднее остановиться. И не хочется
терять даруемое ощущение. Например, однажды я повторял мантру по дороге из Франции в Португалию.
Я был в пути около двадцати трех часов и непрерывно повторял мантру. Она дает чувство защищенности,
непобедимости. Самое забавное, что я не знал даже, куда направляюсь. То есть хотя у меня
была карта и примерное представление о том, куда еду, но ни французского, ни испанского,
ни португальского я не знал. Но тогда ничто не имело для меня большого значения. Когда начинаешь
повторять мантру, все становится трансцендентным.
Мукунда Госвами: Из Вед мы знаем, что поскольку Бог - абсолютен,
то нет разницы между Ним и Его святым именем. Имя и есть Бог. Вы ощутили это, когда только
начали повторять?
Джордж Харрисон: Чтобы понять или же осознать, что между Ним и Его именем нет разницы,
нужно время, чтобы решить задачку - где же Он. Сначала думаешь: "Неужели Он где-то
рядом?" А потом понимаешь: "Он прямо здесь!" Это дело практики. Поэтому,
когда я говорю, что вижу Бога, то необязательно вижу изначальную форму Кришны, в которой
он приходил пять тысяч лет назад, танцевал и играл на флейте. Конечно, это было бы неплохо,
и в принципе это возможно. Когда очищаешься, то можешь увидеть Его таким. Лично. Но можно
просто чувствовать Его присутствие. Знать, что когда повторяешь святые имена, Он присутствует
лично.
Мукунда Госвами: Не могли бы вы припомнить какой–нибудь случай,
когда вы реально осозновали присутствие Бога во время повторения мантры?
Джордж Харрисон: Однажды я летел в самолете и попал в сильную грозу. Молния попадала
в наш "Боинг 707" три раза. Самолет был готов перенестись в списки "пропавших
без вести". Мне даже казалось, что хвост у самолета отвалился. Я добирался тогда из
Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, чтобы организовать концерт для Бангладеша. Когда самолет начало
подкидывать, как при посадке, я стал повторять Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна,
Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Все продолжалось примерно полтора
или два часа. Самолет прошел вниз тысячу футов и попал в самую грозу. Свет погас. Были постоянные
вспышки вокруг. Все ужасно перепугались. Я уперся ногами в переднее сиденье, затянулся пристяжным
ремнем, вжался в кресло и начал вопить Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе
во всю глотку. Питер Селлерс тоже рассказывал о том, как повторение Харе Кришна спасло его
в воздушной катастрофе.
ПРАКТИКА МЕДИТАЦИИ
Мукунда
Госвами: Маха-мантра предписана людям этого века так как современный мир быстро меняется.
И даже если человеку удается устроиться в тихом месте, успокоить ум очень сложно.
Джордж Харрисон: Да, это так. Повторение мантры это такая медитация, которую можно
практиковать, даже если ум беспокойный. Можно даже совмещать это с чем-то. В этом вся прелесть.
В моей жизни мне очень часто помогает мантра. Она помогает не уходить от реальности. Чем
больше вы сидите на одном месте и повторяете ее, чем больше предложенных благовоний вы зажигаете
в этой комнате, тем больше вибрация очищается, тем скорее вы достигаете цели, то есть помните
о Боге как можно больше. Когда обращаешься к Нему с мантрой, это по-настоящему работает.
Мукунда Госвами: Что еще помогает Вам сосредоточить ум на
Боге?
Джордж Харрисон: Какие-то вещи, которые напоминают о Нем. Например, благовония или
картины. Недавно на стене своей студии я увидел небольшое фото, на которой были вы, Гурудаса
и Шьямасундара. Я увидел преданных и это заставило меня думать о Кришне. Думаю, что в этом
предназначение преданных - напоминать людям о Боге.
Мукунда Госвами: Как часто вы повторяете мантру?
Джордж Харрисон: Всегда, когда есть возможность.
Мукунда Госвами: Однажды вы спросили Прабхупаду о стихе из
Вед, который он цитировал. О том, что когда человек повторяет святое имя Кришны, Кришна
танцует на кончике его языка, и нужно иметь тысячи ушей и ртов, чтобы понять значение святого
имени.
Джордж Харрисон: Да, он говорил о понимании того, что нет разницы между Ним, стоящим
прямо перед вами, и Его именем. В этом истинная красота повторения мантры - непосредственная
связь с Богом. Я не сомневаюсь, что от повторения слова "Кришна", Он Сам может
прийти и начать танцевать на языке. Самое главное - сохранять связь с Богом.
Мукунда Госвами: Вы пользуетесь четками?
Джордж Харрисон: Да. У меня есть четки. Помню, как достал их, они были просто грубым
бугристым деревом, и я рад, что сейчас от повторения мантры они стали гладкими.
Мукунда Госвами: Вы держите их в мешочке?
Джордж
Харрисон: Да. Мне очень нравится касаться четок. Это помогает удерживать еще одно из
чувств в связи с Богом. Четки в этом смысле помогают. Знаете, у меня был период, когда я
увлекался повторением мантры и все время держал руку в мешочке. И уставал от вопросов типа:
"Ты что, поранил руку, или сломал?" В конце концов я стал отвечать: "Да,
да. Я попал в аварию". Потому что это проще, чем все объяснять. Еще четки помогают
успокоить нервы.
Мукунда Госвами: Некоторые говорят, что если все на планете
будут повторять Харе Кришна, они не смогут сосредоточиться на своей работе. Другими словами,
если все будут повторять мантру, мир остановится. И заводы прекратят работать.
Джордж Харрисон: Нет. От мантры вы не перестанете быть творческим и не станете менее
производительным. Мантра помогает сосредотачиваться. Думаю, что можно даже сделать такую
рекламу: все рабочие фабрики Форда в Детройте повторяют Харе Кришна и при этом прикручивают
колеса. Это было бы чудесно. Это помогло бы автомобильной промышленности, стало бы больше
приличных машин.
Мукунда Госвами: А что ты скажешь об остальных "Битлз"?
Как они отнеслись к тому, что ты присоединился к движению сознания Кришны? Какова была их
реакция? К тому времени все вы уже побывали в Индии, и все вы очень стремились к духовному.
Шьямасундара говорил, что, когда он однажды завтракал с тобой и остальными "Битлз",
и они были довольно почтительны с ним.
Джордж Харрисон: О, да! Если бы "знаменитая четверка" не добилась этого,
то есть, если бы они не нашли общий язык с бритоголовыми кришнаитами, все бы было совершенно
безнадежно! (Смех.) Но преданные начали общаться со мной, и в результате, когда появлялся
кто-нибудь в оранжевой одежде и с бритой головой, люди уже не думали: "А это кто такие?"
- они говорили: "А, это знакомые Джорджа".
Мукунда Госвами: Ты всегда чувствовал себя хорошо среди преданных?
Джордж Харрисон: Шьямасундара понравился мне с первой же встречи. Мы подружились.
Я прочитал о приезде Прабхупады из Индии в Бостон на обратной стороне его пластинки, и я
знал, что Шьямасундара и все вы одного возраста со мной, и что единственная разница между
нами в том, что вы уже присоединились к движению, а я - нет. Я был участником рок-группы,
но я не испытывал никакого страха, потому что уже видел в Индии дхоти, которые вы носите,
шафрановые одежды и бритые головы. Движение сознания Кришны особенно пришлось мне по душе,
потому что я понял, что совсем необязательно брить голову, переселяться в храм и посвящать
этому все свое время. Это было нечто духовное, что согласовывалось с моим стилем жизни.
Оставаясь музыкантом, я просто изменил свое сознание - вот и все.
Мукунда
Госвами: Мы очень много говорили с тобой о джапе, или индивидуальном повторении святых
имен, к которому обращается большинство людей, практикующих этот метод. Но существует и
другой вид повторения - киртан - при котором поют вместе - в храме или на улице.
Киртан более эффективен, - это что-то вроде подзарядки духовных аккумуляторов, и вдобавок
к этому он дает и другим людям возможность услышать святые имена и очиститься. Я был со
Шрилой Прабхупадой, когда он в 1966 году с группой людей начал петь мантру в парке Томркинс-Сквер,
расположенном в Нижнем Ист-Сайде Нью-Йорка. Туда обычно приходил поэт Аллан Гинсберг; он
подолгу пел с нами и играл на своей фисгармонии. Множество людей приходило послушать пение.
А затем, вернувшись в храм, Прабхупада читал обычно лекции по "Бхагавад- гите".
Джордж Харрисон: Да, при посещении храма и совместном пении вибрация оказывает более
сильное воздействие. Одним легче начать повторять мантру на четках в толпе, а другие лучше
чувствуют себя, когда поют мантру в храме. Задача общества сознания Кришны - настроить людей
так, чтобы они ощущали Бога всеми своими чувствами, а не так, чтобы они "ощущали"
Его коленями, стоя на коленях на жесткой деревянной скамеечке в церкви по воскресеньям.
Когда вы придете в храм, вы увидите изображение Бога, увидите Господа в виде мурти и услышите
Его в мантре. Так приходит понимание того, как все чувства можно использовать для познания
Бога; и еще больше привлекаешься этим, когда смотришь на изображения, слышишь мантру, вдыхаешь
аромат благовоний и цветов и т.д. Все это делает ваше движение очень привлекательным. Оно
включает в себя все: пение, танцы, философию, прасад (это вегетарианская пища, предложенная
Богу). Музыка и танцы также очень важны, как и все остальное, это не просто освобождение
от лишней энергии.
Мукунда Госвами: Всегда, когда мы поем на улице, люди толпятся
вокруг нас и слушают с большим интересом. Многие отбивают ногой такт или танцуют вместе
с нами.
Джордж Харрисон: Звук каратал (тарелочек) - это великолепно! Когда я слышу его за
несколько кварталов, - это похоже на волшебство - что-то пробуждается во мне. Люди пробуждаются
в духовном отношении, сами не понимая, что происходит. Разумеется, в другом - в вашем -
смысле, киртана продолжается всегда, независимо от того, слышим мы ее или нет. Сейчас группа
санкиртаны стала обычным зрелищем на западе. Я испытываю радость, когда вижу группы санкиртаны,
так как мне нравится сама идея: преданные выходят на улицу и поют в толпе, каждому давая
возможность все вспомнить. Я написал во вступлении к вашей книге: "Кришну ищут все.
Не каждый осознает это, но ищут все. Кришна - Бог...и, повторяя Его святые имена, преданный
быстро развивает в себе сознание Бога".
Мукунда Госвами: Ты знаешь, Шрила Прабхупада часто говорил,
что после того, как откроется множество храмов, люди начнут петь Харе Кришна у себя дома,
и сейчас мы видим, что это сбывается. Наше общество очень многочисленно - оно насчитывает
миллионы людей во всем мире. Пение на улицах, книги, храмы - все это предназначено для того,
чтобы помочь людям и познакомить их с этим методом.
Джордж Харрисон: По-моему, прекрасно, что люди начинают петь Харе Кришна дома. Сейчас
во многих домах поклоняются Кришне. Множество людей только и ждут этого, и если это не придет
к ним сегодня, то придет завтра, или на следующей неделе, или через год. Мысленно возвращаясь
в 60-е годы, я вспоминаю, что мы старались во весь голос говорить о том, что нас увлекло.
Мне тогда открылись некоторые истины, и был период, когда я был в таком восторге от своих
открытий, что хотел кричать и рассказывать о них всем и каждому. Но всему свое время. Время
кричать, и время молчать. В семидесятые годы многие, посвятившие себя духовной жизни, уединились
от общества, но их можно встретить в каких-нибудь закоулках или в сельской местности. По
своему облику они ничем не отличаются от простых обывателей, но на самом деле это люди,
занимающиеся медитацией и повторяющие святые имена, это - преданные по своей внутренней
сути. Движение Прабхупады сейчас процветает. Оно становится все более массовым, и количество
людей, примыкающих к нему, растет со скоростью пожара. Я не знаю, когда наступит Золотой
век, когда все будут жить в согласии с волей Бога, но благодаря Прабхупаде учение о сознании
Кришны распространилось за последние шестнадцать лет быстрее, чем за весь период после прихода
Господа Чаитаньи в 16 веке (Кришна, пришел на Землю как великий святой, он приобщал людей
к пению Харе Кришна и основал движение Харе Кришна). За более короткий срок мантра стала
известна большему количеству людей, и ваше движение становится все более и более многочисленным.
Было бы замечательно, если бы все начали повторять святые имена. Это для всех было бы благом.
Совсем неважно сколько денег вы зарабатываете, деньги не всегда приносят счастье. Вы должны
быть счастливы, несмотря на те проблемы, которые стоят перед вами. Не надо очень переживать
из-за них, просто повторяйте: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе.
ПЛАСТИНКА "ХАРЕ КРИШНА МАНТРА"
Мукунда Госвами: В 1969 году ты записал сингл "Харе
Кришна Мантра", который вскоре стал очень популярен во многих странах. Эта песня
позже вошла в альбом преданных из храма Радхи-Кришны, который ты записал на студии "Эппл",
а фирма "Кэпитол Рекордз" выпустила его в Америке. Многие люди, работавшие
в области звукозаписи, были удивлены тем, что ты пишешь песни для кришнаитов и поешь с ними.
Почему ты занялся этим?
Джордж Харрисон: Все это - просто один из видов служения, не так ли? Духовного служения,
- которое в том и заключается: постараться сделать так, чтобы мантра стала известна всему
миру. Кроме того, я хочу, чтобы положение преданных в Англии и других странах было более
прочным.
Мукунда Госвами: Как ты соотносишь свою работу над записью
на пластинку преданных, поющих Харе Кришна, с работой над пластинками, записанными тобой
совместно с такими рок-музыкантами, как Джекки Ломакс, Сплинтер и Билли Престон?
Джордж
Харрисон: Это совершенно разные вещи, которые не имеют друг с другом ничего общего.
В работе над пластинкой "Харе Кришна" было гораздо больше смысла, здесь
было меньше возможностей заработать на этом деньги, но эта работа приносила большее удовлетворение.
К тому же я сознавал, какие при этом открываются возможности и какие последствия будет иметь
запись мантры, длящаяся три с половиной минуты. Эта работа была гораздо интересней той,
когда из кожи лезешь вон, чтобы записать диск, который стал бы популярен у любителей поп-музыки.
Было такое чувство, что ты используешь все профессиональное мастерство в духовном служении
Кришне.
Мукунда Госвами: Как ты считаешь, каково было воздействие
песни "Харе Кришна Мантра" на мировое сознание, ведь ее услышали миллионы
людей?
Джордж Харрисон: Хочу надеяться, что был определенный эффект. Ведь, в конечном счете,
звук - это Бог.
Мукунда Госвами: Когда фирма звукозаписи "Эппл"
созвала пресс-конференцию с целью рекламы этой пластинки, похоже, журналисты были шокированы
тем, что ты говоришь о душе и Боге, как об очень важных вещах.
Джордж Харрисон: Мне казалось, что это очень важно - говорить ясно и недвусмысленно
и рассказать им об этом... Понимаешь, - выйти из "подполья" и на самом деле рассказать
им. Нельзя делать вид, что ничего не знаешь, когда тебе открылась истина. Я подумал: сейчас
- космический век, когда существуют самолеты и тому подобное, - и если каждый может совершить
кругосветное путешествие в свой отпуск, почему же мантра не может преодолевать расстояния?
И идея состояла в том, чтобы попытаться дать обществу духовную пищу. После того, как я уговорил
фирму "Эппл" записать вас, когда пластинка была выпущена, и после того,
как мы постарались сделать все возможное, чтобы она быстрее разошлась, мы поняли, что она
станет очень популярна. И момент, когда я увидел вас в передаче Би-Би-Си, был поистине одним
из самых важных и волнующих в моей жизни. Я не мог в это поверить. Попасть в эту программу
довольно трудно: в нее включают лишь тех, кто вошел в двадцатку лучших. Это было подобно
глотку свежего воздуха. Моя уловка заключалась в том, чтобы сделать запись мантры продолжительностью
звучания три с половиной минуты, с тем, чтобы они проиграли ее по радио, - и это сработало.
Я записал партию гитары и фисгармонии для этой пластинки на студии "Эбби Роуд"
перед одной из репетиций "Битлз" и затем наложением записал партию бас- гитары.
Я помню, как на студию приехали Пол Маккартни и его жена Линда и они с удовольствием слушали
мантру.
Мукунда Госвами: Пол и сейчас очень хорошо относится к нам.
Джордж Харрисон: Это замечательно. Она, похоже, и сейчас звучит очень неплохо, хотя
прошло столько лет.
Мукунда Госвами: Вскоре после выхода пластинки Джон Леннон
сказал мне, что ее проиграли во время антракта перед началом концерта Боба Дилана на острове
Уайт, который состоялся летом 1969 года, и в котором принимали участие Джими Хендрикс, "Муди
Блюз" и Джо Кокер.
Джордж Харрисон: Ее проиграли, когда готовилась сцена для выступления Боба Дилана.
Это было великолепно. Помимо всего, сама мелодия была красивой, и людям совсем не нужно
было знать, что это означает, чтобы наслаждаться ей. Мне было очень приятно, когда я услышал,
что эта песня имеет успех.
Вторая часть