Интервью с Джорджем Харрисоном.
Третья часть.
Первая часть
Вторая часть
БОГ — ЛИЧНОСТЬ
Мукунда Госвами: Да, она очень мне нравится. Если люди смогут
понять слова Господа в "Бхагавад-гите", они станут действительно счастливыми.
Множество людей в начале своей духовной жизни почитают Господа, как нечто безличное. В чем
разница между поклонением Кришне, Богу, как личности и поклонением Его безличной природе,
проявляющейся в виде энергии и света?
Джордж Харрисон: Разница такая же, как между общением с компьютером и общением с
человеком. Я уже говорил: "Если есть Бог, я хочу увидеть Его", не только Его энергию
или свет, но и Его Самого.
Мукунда Госвами: В чем, по-вашему, цель человеческой жизни?
Джордж
Харрисон: Каждый должен сжечь свою карму и освободиться от оков майи (иллюзии), перевоплощений
и всего, что с этим связано. Сознание Бога - это лучшее, что можно дать человечеству. Это
действительно принесет реальную пользу. Но сначала необходимо заняться собственным духовным
совершенствованием. В известном смысле нужно стать эгоистом, чтобы потом стать бескорыстным.
Мукунда Госвами: Возможно ли решить жизненные проблемы, не
обращаясь к духовной практике?
Джордж Харрисон: Жизнь напоминает веревку со множеством узелков. Узелки - это карма,
с которой вы родились и которая связана с вашими прежними рождениями, и цель человеческой
жизни - развязать все эти узелки. Это можно сделать с помощью повторения святых имен и медитации
на Бога. Иначе, пытаясь развязать один узелок, вы завяжете еще десять. Так действует закон
кармы. Я имею в виду то, что мы пожинаем плоды своих прошлых действий, и в будущем мы будем
испытывать последствия действий, которые мы совершаем сейчас. Очень важно хотя бы немного
вникнуть в поговорку: "Что посеешь, то и пожнешь"; поняв, в чем ее смысл,
никого уже больше не будешь обвинять в том, что оказался в трудном положении. Своими собственными
действиями мы либо навлекаем на себя беду, либо отводим ее от себя. Наши действия либо освобождают
нас, либо связывают.
Мукунда Госвами: В Шримад-Бхагаватам, этой жемчужине ведической
литературы, рассказывается о том, что чистые души, пребывающие с Богом в духовном мире,
находятся с Ним в различных расах, т.е. взаимоотношениях (когда душа, находящаяся
в зависимости от законов материальной природы, очищается от всей скверны, она возвращается
домой, в духовный мир, где она может вступить в близкие отношения с Богом, характер которых
зависит от того, насколько сильна ее любовь к Кришне. Она может стать слугой Всевышнего,
Его другом, одним из родителей или возлюбленным. Все взаимоотношения в царстве Бога абсолютно
духовны, и они не осквернены теми нечистыми мотивами, которые оказывают влияние на отношения
между людьми в материальном мире.). Есть ли у вас какое-либо особое отношение к Кришне?
Как вы думаете о Нем?
Джордж Харрисон: Мне нравится думать о Кришне как о ребенке, каким Его часто изображают
в Индии. А также как о Говинде, пастушке. Мне нравится, что можно относиться к Богу, как
к другу, гуру, наставнику или - как к ребенку, считая себя при этом Его защитником.
Мукунда Госвами: Трудно даже представить, сколько людей примкнуло
к движению сознания Кришны благодаря твоей песне "Мой дорогой Господь".
Но ты пережил что-то глубоко личное, прежде чем решился написать эту песню. В своей книге
ты пишешь: "Я много думал, следует ли записывать "Мой дорогой Господь",
ибо это означает открыться перед всеми... Многие боятся слов Господь и Бог... Я подставил
свою голову под топор... но в то же самое время я думал: "Никто не говорит об этом...
почему - я должен быть неискренним с самим собой?.." Я пришел к мысли, что, если ты
испытываешь какое-то сильное чувство, ты должен об этом сказать, и я понял, что это очень
важно. Я хотел показать, что Аллилуйа и Харе Кришна - это одно и то же. Я
сделал так, что хор поет "Аллилуйа" и затем начинает петь "Харе
Кришна", и благодаря этому люди стали бы петь маха-мантру прежде, чем поняли, что
происходит. Я уже довольно долгое время повторял Харе Кришна, и это была просто попытка
сделать песню в стиле "поп", которая была бы чем-то вроде мантры, - песню, в которой
беспрерывно повторяются святые имена. И я не чувствую себя виноватым и не сожалею об этом;
и на самом деле - это песня многих спасла от наркомании".
Мукунда Госвами: Почему ты решил включить Харе Кришна
в свой альбом? Может быть, было бы достаточно только одного припева "Аллилуйя"?
Джордж Харрисон: Дело в том, что "Аллилуйя" - это радостное восклицание
у христиан, в отличие от него мантра Харе Кришна имеет еще и скрытый смысл. Маха-мантра
- нечто большее, чем просто прославление Бога; это обращение к Богу с просьбой стать Его
слугой. Мантра построена особым образом, а ее звук обладает мистической духовной силой и
этим она намного ближе к Богу, чем те слова, какими христиане сейчас описывают Его. Мне
представляется, что Христос был совершеннейшим йогом, однако, по-моему, сегодня многие христианские
учителя неправильно представляют Христа. Это их обязанность - проповедовать Христа, но им
это не очень удается. Своими поступками они грязнят его имя, и это многих отвращает от них.
Я задумал взять их хитростью, поэтому "Мой дорогой Господь" звучит как
обычная популярная песня. А идея была такая: слово "Аллилуйя" не вызывает
у людей раздражения... этим мы и поймали их на удочку: к тому времени, когда должна зазвучать
мантра Харе Кришна, они уже притоптывают ногой и поют: "Аллилуйя", - это
как бы усыпляет их бдительность. Внезапно начинает звучать Харе Кришна, а они все
будут продолжать подпевать, пока не поймут, что произошло, и не подумают: "Э, да я,
кажется, не особенно любил это Харе Кришна"! Мне и сейчас пишут письма, в которых
спрашивают, в каком стиле написана эта песня. Прошло 10 лет, а они все еще пытаются понять,
что означают эти слова. Это была просто маленькая хитрость. И это не было оскорблением.
У меня никогда не было такого впечатления, что христиане испытывают чувство обиды, когда
спрашивают: "В какой-то степени нам это нравится, но что означает "Харе Кришна"?
Слово "Аллилуйя", вероятно, было первоначально чем-то вроде мантры, но
сейчас его значение стало расплывчатым, и я не знаю, что оно означает в действительности.
Греческий эквивалент слова "Христос" - "Кристос", и это не что иное
как Кришна.
Мукунда Госвами: В чем, по-твоему, разница между христианским
представлением о Боге и Кришной Бхагавад-гиты?
Джордж Харрисон: Когда я впервые появился в этом доме, здесь жили монахини. Я принес
с собой этот плакат, изображающий Вишну, четырехрукую форму Кришны. Вот Его голова и плечи,
и Его четыре руки, держащие раковину и другие символы. Над ними большими буквами написано
ОМ (трансцендентный слог, который является Самим Кришной и который на протяжении всей истории
человечества многие люди повторяли, чтобы достичь духовного совершенства.). Вокруг Него
была чудесная аура. Я оставил плакат у камина и вышел прогуляться в сад. Когда мы вернулись
в дом, они окружили меня и стали спрашивать: "Кто это? Что это?" - словно это
был какой-то языческий бог. И я сказал: "Если Бог безграничен, Он может появиться в
любом образе, в каком бы Он не захотел. Это - один из Его образов. Его имя - Вишну".
Это немного разозлило их, но если уж на то пошло, то почему Бог должен быть чем-то ограничен?
Даже если вы принимаете Его как Кришну, Он не может быть ограничен лишь этим изображением.
Он может быть ребенком или Говиндой, может принять множество других форм, хорошо известных.
Вы можете представить себе Кришну как маленького мальчика, и мне очень нравится именно таким
представлять себе Кришну. Такие взаимоотношения приносят много радости. Но это ужасно -
то, в каком свете многие сейчас преподносят христианство: нельзя улыбаться - это очень серьезно,
нельзя надеяться увидеть Бога... Это такая чепуха. Если существует Бог, мы должны видеть
Его, и я не верю в эту теорию, которая распространена во многих церквях, где, как правило,
можно услышать: "Нет, Его невозможно увидеть. Он бесконечно далек отсюда. Просто верьте
тому, что мы говорим и помалкивайте". То знание, которое содержат книги Прабхупады,
- это ведическое знание, данное самыми древними в мире писаниями. В них говорится, что человек
может очиститься от скверны и благодаря божественному видению узреть Бога. Очистившись от
скверны силой повторения святого имени, вы сможете узреть Бога. И санскрит - язык, на котором
написаны эти писания, - это самый древний язык из всех известных языков мира. "Деванагари"
(алфавит санскрита) означает "язык богов".
Мукунда Госвами: Каждый, кто искренне стремится к духовному
совершенству, осознает важность повторения святых имен, какую бы религию он не исповедывал.
Разумеется, я имею в виду того, кто действительно стремится развить в себе сознание Бога
и пытается искренне повторять святые имена.
Джордж Харрисон: Да, это так. Главное - быть открытым. Всякий, у кого открытое сердце,
может осознать это. Необходимо лишь подойти к этому с открытым сердцем и без предубеждений.
Надо просто попробовать. Здесь нет никакой потери. Но у "интеллектуалов" всегда
будут проблемы, потому что они всегда хотят "знать". Они-то чаще всего и оказываются
духовно несостоятельными людьми, потому что они не могут отбросить все мысли, они не знают,
что значит "выйти за пределы" ума. Но простые люди склонны рассуждать таким образом:
"Хорошо, я попробую. Посмотрим, действует ли это". К тому же повторение Харе Кришна
может помочь человеку стать более искренним христианином.
КАРМА И ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ
Мукунда
Госвами: В книге "Я, мне, мое" ты говоришь о карме и перевоплощении и о том,
что единственный способ вырваться из круга перерождений - следовать истинному методу духовного
совершенствования. В одном месте ты говоришь: "Все боятся смерти, но причиной смерти
является рождение, поэтому если вы не хотите умирать, не рождайтесь!" Верят ли в перевоплощение
и карму остальные "Битлз"?
Джордж Харрисон: Джон несомненно верил! Я не хочу недооценивать Пола и Ринго. Я
бы не был удивлен, узнав, что они воспринимают это как истину. Возможно, Ринго - йог, играющий
роль ударника.
Мукунда Госвами: У Пола есть наша последняя книга "Возвращение.
Учение о перевоплощении". Как ты думаешь, где сейчас находится душа Джона?
Джордж Харрисон: Я хотел бы надеятся, что она сейчас в хорошем месте. Он знал, что
каждая душа воплощается в различных телах до тех пор, пока не очистится от всей скверны,
и место, куда она попадает, определяется ее действиями в этой и предыдущих жизнях.
Мукунда Госвами: Был период, когда Боб Дилан начал повторять
святые имена. Он часто бывал в лос-анджелеском храме и посещал храмы в Детройте и Чикаго.
Он даже совершил путешествие по США с двумя преданными и написал несколько песен о Кришне.
Они провели много времени вместе, повторяя имена Господа.
Джордж Харрисон: Да, это так. Он говорил, что наслаждается повторением святого имени
и обществом преданных. И Стиви Уандер также включил мантру в одну из своих пластинок. Песня,
в которой звучат имена Господа - "Игры в раю", - великолепна.
Мукунда Госвами: Когда ты был в Индии, во Вриндаване, месте
явления Господа Кришны, и видел там тысячи людей, поющих Харе Кришна, и целый город, дышащий
мантрой Харе Кришна, укрепилась ли твоя вера в необходимость повторения святого имени?
Джордж Харрисон: Да, это вдохновляет. Несомненно, это оказывает большую помощь.
Находиться в городе, где все поют имена Господа, - это фантастика. Мне внезапно пришло в
голову, что все они изумляются, увидев европейца, повторяющего имена Господа на четках.
Вриндаван - одно из самых святых мест Индии. Повсюду поют Харе Кришна. Это самое фантастичное
из всего, что было в моей жизни.
Мукунда Госвами: В своей книге ты пишешь: "Большинство
людей заблуждается, особенно те, кто считает себя властелином и мира, и общества. Президенты,
политики и генералы развивают бурную деятельность и ведут себя так, словно они лорды, а
все вокруг - их владения. Это величайшая проблема планеты".
Джордж Харрисон: Это правда. Если у человека нет сознания Бога, - а ты знаешь, что
Бог - единственный, кто стоит во главе всего, - он лишь создает новую карму, не помогая
ни себе, ни другим. Мне более чем грустно видеть, в каком состоянии современный мир. Его
превратили в нечто чудовищное. Это ужасно. И положение продолжает ухудшаться. Повсюду сплошной
бетон, все загрязнено, радиация увеличивается. Уже не найдешь такого уголка, где бы природа
была оставлена в первозданном состоянии, воздух отравлен. Леса вырубаются. Океаны наполняются
грязью. Я пессимистически оцениваю будущее планеты. Те, от кого оно зависит, не понимают:
все, что они делают, приносит свои плоды. За все необходимо расплачиваться. Таков закон
кармы.
Мукунда Госвами: Как ты считаешь, есть ли какая-нибудь надежда?
Джордж Харрисон: Да. Один за другим каждый должен выйти из майи. Каждый должен сжечь
свою карму, вырваться из круга перерождений и избавиться от всего, что с этим связано. Перестаньте
так думать: "Если мы - британцы, американцы, русские, европейцы...- добьемся превосходства,
мы победим их, и тогда мы обретем покой и будем счастливы всю оставшуюся жизнь". Этого
не будет. Лучшее, что можно дать миру, - это сознание Бога. Выявите прежде всего свою божественную
природу. Истина здесь. Она - в нас самих. Поймите, кто вы такие. Если люди обратятся к истине,
в мире исчезнут все бедствия и страдания. Я думаю, что лучшее начало такого пути - повторение
святых имен.
Мукунда Госвами: Огромное спасибо, Джордж.
Джордж Харрисон: Всего хорошего. Харе Кришна!