В поисках земляничной поляны, Или правда о Джоне Ленноне (продолжение).
Всё, что нужно бунтарю - это любовь.
В жизни Леннона появился челвоек, который стал для него впоследствии
богом, с которым он работал над своими песнями до конца жизни. Это была
Йоко Оно, японка, художница-авангардистка. Леннон побывал на её
выставке в галерее "Indica" в Лондоне. Он поразился дорогивизне
продаваемых эспонатов: надкушенное яблоко стоило около двухсот
долларов. Вот он и спросил об этом автора выставки. Йоко ответила
что-то вроде: "Вы можете забить в стену воображаемый гвоздь за пять
центов". "Тогда это будут пять воображаемых центов, идёт?" - усмехнулся
Леннон. На самом деле, его поразило то, что делала эта женщина.
Незаконченные объекты, абстракции, эксперименты со звуком. Леннон
быстро утонул в этом. Чем ближе он знакомился с Йоко, тем больше
понмиал, что она - это его надежда вырваться из того колеса, в котором
он крутился. Йоко поддерживала Леннона во всех его начинаниях. Джон
медленно начинал отходить от того наркоза, в который себя загонял
постоянно. Медленно пробуждаться обратно к жизни. Очень медленно. Долго
наркотики оставались для него главным в жизни, и долго после ЛСД он
сидел на героине (уже вместе с Йоко). Но самое главное, начало
пробуждаться и разворачиваться с новой силой бунтарское начало Леннона.
Уже на сессиях сержанта Пеппера, где Леннон по прежнему бесконечно
много употреблял ЛСД и просто стимуляторы, начали появляться такие
песни, как "Lucy in the Sky with Diamonds" и "It`s Getting Better".
Первая из них, как потом клялся Леннон, совсем не связана с
наркотиками; он говорил, что она создана благодаря рисунку его сына
Джулиана. Ринго Старр тоже вспоминает похожее: "Я сам видел, как
Джулиан показал Джону рисунок, тот спроисл: "Что это?" Мальчик ответил:
Люси в небе с алмазами." Впрочем, здесь можно спорить. Однако, если
Леннон впоследствии расскзал правду о Битлз, какой ему резон скрывать
происхождение этой песни? Я склонен верить, что это и правда зарисовка
не мира наркомана, а как раз мира без наркотиков. Как я уже говорил,
Джон постоянно в своих песнях пытался нарисовать этот мир. Это не
единственная его тема. Он пытался бунтовать, пытался поливать всех
окружающих грязью, пытался заявлять, что он любит, но и наряду с этим
постоянно пытался найти свой идеальный, прекрасный мир. Вот первая
строфа "Люси":
Picture yourself in a boat on a river,
With tangerine trees and marmalade skies
Somebody calls you, you answer quite slowly,
A girl with kaleidoscope eyes.
Cellophane flowers of yellow and green,
Towering over your head.
Look for the girl with the sun in her eyes,
And she's gone.
Lucy in the sky with diamonds …
Мир без войн и несправедливости.
Что касается "It`s Getting Better All the Time", то тут, на мой взгляд, речь идёт непосредственно о встрече с Йоко.
I used to get mad at my school
The teachers who taught me weren't cool
You're holding me down, turning me round
Filling me up with your rules.
Вспомним молодого Леннона, который подворовывал, бил своих сверстников,
плевать хотел на всех своих учителей, постоянно подкалывал своего
отчима. Он терпеть не мог никаких правил.
Me used to be a angry young man
Me hiding me head in the sand
You gave me the word
I finally heard
I'm doing the best that I can.
Здесь он пишет о разгульной жизни битлов в 62-66 годах. Сунуть голову в
песок - это мотив Nowhere Man. Он видит лишь то, что хочет видеть.
Опускается в пошлость, и не хочет оттуда вылезать. Ищет красивый мир и
не находит. Но тут приходит Йоко, и он понимает, что всё, чем он
живёт, можно преодолеть и зажить новой жизнью. Леннон расправляет
грудь. Леннон выздоравливает.
И наконец:
I used to be cruel to my woman
I beat her and kept her apart from the things that she loved
Man I was mean but I'm changing my scene
And I'm doing the best that I can.
Я совершенно уверен, речь идёт о первой жене Леннона, Синтии.
Доказательством тому высказывание Леннона, что он, когда мог, всегда
писал песни о себе. Он не любил песен, в которых говорилось "она",
"он", он любил говорить "Я". И больше никак.
После записи сержанта Пеппера, МакКартни устроил авантюру, которую
история запомнила под названием "Magical Mystery Tour". Впоследствии
Леннон вспоминал, что никто этого, не хотел, как впрочем, и следующего
фильма о Битлз - "Let It Be". Оба фильма были персональным детищем
МакКартни. Опять же из воспомнинаний Леннона, МакКартни верил, что
Битлз - это он. С этого места начинается глобальный разлад между
участниками группы. МакКартни был не в меру амбициозен, он хотел видеть
себя главным в этой группе.
Сложно поверить, что Магическое путешествие обошлось без наркотиков.
Взять хотя бы такую яркую ленноновскую вещь, корторая, кстати, уже
очень близко похожа на то, что он начал писать после распада Битлз, как
"I`m the Walrus", и сложно сказать, что эти божственные сочетания
несочетаемого родились с пустого места. С другой стороны, образ Моржа
анализируется во многих и очень многих статьях, то есть многие находят
его ценным и глубоким. Сам же Леннон говорил, что большая часть песни
анализу не подлежит - это сделано так специально, чтобы помучить
дотошных критиков, которые пытались сделать из Битлз то, что им надо.
Однако есть и ещё кое-что: "Читая разные статьи, где Пола называли
музыкантом, Джорджа философом, я думал, а кто же я? Каков мой вклад?
… мне становилось обидно. И я решил сказать, как Заппа: "Слушайте вы,
козлы! Всё это сделал я, и плевать мне, если вам не нравится то, что я
говорю. Такой уж я есть. Я артист, а не продукт чьего-нибудь
воображения." Леннона явно не устраивала позиция МакКартни. Вот он и
заявил всему миру: я - Морж. Что бы это ни значило. Сначала это был
поэтический образ, затем Джон сделал его своим символом. Это ещё один
виток его пробуждающегося бунта. МакКартни сочиняет музыку, Харрисон -
мыслит, а я - просто Морж.
Но это не всё, что мы видим в "Magical Mystery Tour". Две песни,
известнейшие песни Джона времён Битлз, вышедшие чуть раньше на синглах,
и опубликовкнные здесь же.
Первая сделала его впоследствии известным настолько же, насколько
МакКартни сделала известным "Yesterday". Это, конечно же, "Strawberry
Fields Forever".Вот мысли самого Леннона на этот счёт: "Она правдиво
отражает состояние в котором я находился, когда писал её. Это как бы
разговор с самим собой." Вот эти слова.
Living is easy with eyes closed, misunderstanding all you see.
It's getting hard to be someone but it all works out, it doesn't matter much to me.
Леннон всё так же рисует традиционный для себя образ: человек, живущий
с закрытыми глазами. Он утверждает, что выжить трудно, но теперь он уже
не отчаивается. Ему уже не нужно засыпать. Леннон бодрствует. Потому
что появилась Йоко (можно провести линию к песне "Oh My Love",
написанной в 1971 году).
Let me take you down, 'cause I'm going to Strawberry Fields.
Nothing is real and nothing to get hungabout.
Strawberry Fields forever.
И вот тот самый мир, который Леннон всегда пытался отыскать, всегда
пытался просто нарисовать. Какая коротка и в то же время ёмкая метафора
- Земляничная Поляна. Вот идёте вы по дремучему, непроглядному тёмному
лоесу, поднимешь голову, неба не видно - настолько плотно смыкаются
ветви деревьев. Тишина, мёртвая тишина вокруг. Неприятно, неуютно,
просто страшно. Деваться некуда, продираешься через буреломы, и вдруг …
Свет бьёт в глаза. Выходишь на поляну - сверху солнце, щебечут птицы, а
под ногами - крупная земляника, и её столько, что шагу боишься ступить
- растопчешь. А запах … Яркий, сильный … Это рай.
Надо заметить, само словосочетание "Strawberry Fields" принадлежит не
Леннону. В Ливерпуле и сейчас существует детский приют под названием
"Земляничная поляна". Поэтому здесь можно проследить и ещё одну мысль.
Возможно, эта песня - это воспомниная Леннона о той жизни, которая
текла до появления в его жизни Битлз. Возвращение к собственному,
индивидуальному творчеству.
И, наконец, песня Леннона, которая тоже могла бы потягаться с
"Yesterday" - "All You Need Is Love". Вернулось время надежд. Леннон
всей душой, своей измотанной бунтарской душой, обращается к Йоко Оно.
Впоследствии он вспоминал, что иногда он чувствует, что мысли о любви -
не самые для него главные. Но тогда он, без сомнения, чувствовал именно
то, о чём пел.
Из "Белого альбома" я бы остановился только на одной песне Леннона -
"Happinnes is a Warm Gun" За эту песню Леннона ещё раз обвинили в
пропаганде наркотиков. ("Gun" на жаргоне определённого круга людей,
означает иглу наркомана). Леннон же отвергал это. В своих интервью он
говорил, что однажды прочитал в журнале об охоте: "Счастье - это тёплый
ствол." Тёплый - значит из него только что стреляли. И это подвигло его
написать эту песню. Опять же, поскольку лгать Леннону, стремившемуся
разоблачить миф о Битлз, мотива не было, я склонен верить ему. А если
верить, можно заключить, что бунтарская натура Леннона разворачивается
ещё шире.
Здесь стоит упомянуть ещё вот что. В 1968 году был выпущен "Белый
альбом." И в 1968 же году состоялось окончательное сближение Джона и
Йоко. В конце мая Джон пригласил Йоко в свой особняк "Кенвуд" во время
отсутствия Синтии. Всю ночь они экспериментировали с авангардными
записями, а под утро занялись любовью. Впоследствии на основе этих
записей был выпущен альбом под названием "Two Virgins". Джон
окончательно порвал с Синтией. Он за короткое время стал настолько
привязан к Йоко, что впоследствии предпочёл её Битлз. А пока, в 1968
году, Йоко стала появляться на сессиях Битлз, и даже немного
поучавствовала в записи "Белого альбома" - её голос слышен в песне "The
Continuing Story of Bungalow Bill". Джону вновь наплевать на все в мире
правила. По этому всё чаще он ссорится с остальными битлами. Он не
хочет давать себя эксплуатировать ни Полу, ни Мартину (Эпстайн к тому
времени умер). Только Йоко ничего от него не хочет, как ему кажется.
Леннон погружается в авангард и абстракционизм, и этому свидетельство
запись "Revolution № 9". Это восемь минут непонятно чего -
беспорядочное нагромождение звуков с репетиций Битлз. Там есть
абсолютно всё - шорох микрофонов, звон арматуры, голос техопреатора -
нет только одного - музыки. Возврата нет
Что происходило в узком битловском кругу после записи Белого Альбома,
сказать очень трудно. Подыскивались кандидатуры на место Эпстайна;
МакКартни прочил на это место своего свёкра, Истмэна. Леннон, то ли из
своего вечного бунта, то ли из тогда уже сильно выросшей неприязни к
МакКартни, пытающимся его себе подчинить, то ли из прагматичного
расчёта (эту версию, впрочем, во внимание можно не принимать - Леннон
никогда прагматиком не был), а скорее всего из-за отношения МаКартни и
Истмэнов к нему и к Йоко, предложил кандидтуру известной акулы
продюсерского бизнеса - Аллана Клейна. В одном из своих интервью Леннон
довольно подробно рассказывает об очной ставке Клейна и Истмэна.
Истмэн, по словам Леннона, начал поносить Клейна, как только мог, и
поэтому Леннон не мог согласиться на его кандидатуру даже из
вежливости. Но даже не в этом дело. Леннон в том же интервью
рассказывал об отношении битлов к Йоко Оно. Мало того, что при съёмках
"Let It Be" Джон всегда стремился помещать Йоко в кадр - он в ней тогда
просто души не чаял - а битлы были против. Они просто терпеть не могли
Йоко. Кто-то сказал ей что-то вроде : "От тебя исходят неготивные
флюиды." По словам Леннона, это самое мягкое из того, что она могла
услышать в свой адрес. Каждый, кто приходил тогда в "Эппл", здоровался
и разговаривал с Джоном, а для Йоко у них не было и "Хелло" в запасе.
Очевидно, все битлы чувствовали, что Леннон не пожертвует своей любовью
ради группы. Леннон же начинал тихой ненавистью ненавидеть все эти
сессии - ведь там третировали его божество, женщину, которая понимала
его, которая как раз, как он пел в песне "Help!", вернула землю ему под
ноги.
Поэтому МакКартни и решил сплотить группу, ну или хотя бы поддержать
миф. Он и чрезвычайно практичный Клейн решили снять фильм, впоследствии
получивший название "Let It Be", а так же записать альбом под рабочим
названием "Get Back". Это должно было стать новым рождением Битлз. На
самом же деле это стало агонией ансамбля. Во время записи "Get Back"
битлы окончательно рассорились. Леннону было уже в высокой степени
наплевать, что происходит в группе. Он с Йоко выпустил ещё два альбома
авангардной музыки - "Life with Lions" и "Wedding Album". Последний был
посвящён церемонии бракосочетания Леннона и Йоко Оно. Так же Леннон
выпустил несколько синглов. Они и представлют наибольший интерес из
творчества Леннона того периода.
Смерть битла
В 1969 году вышел сингл "Give Peace a Chance". Это была уже не
битловская запись. Что-то изменилось. Леннон окончательно проснулся,
зевнул, увидел рядом жену, и понял, что способен ещё на многое (Не
нужно эту фразу толковать пошло). Со времени знакомства с Йоко, как уже
неоднократно замечалось, вновь родился Леннон-бунтарь. Но за годы его
жизни с битлами Леннон повзрослел. Он уже не был тем мальчишкой с
Пенни-лейн. Он порвал со всеми, кроме Йоко. И вместе с ней начал
бунтовать; и поскольку Йоко была женщиной довольно интеллектуальной и
образованной, бунт Леннона приобрёл совсем другой оттенок. Главным,
центральным понятием его творчества стало теперь не "усталость", "сон",
ни даже "любовь". Теперь Леннон говорил: "МИР!" И боролся за него.
Борьба Леннона, опять же, не была просто дракой. Теперь он действовал
по-другому. Они устраивали хэппенинги, такие как постельная акция 69
года.
Ev'rybody's talking about Ministers,
Sinisters, Banisters and canisters
Bishops and Fishops and Rabbis and Pop eyes,
And bye bye, bye byes.
All we are saying is give peace a chance
All we are saying is give peace a chance
Леннону, только вступавшему на этот неблагодарный путь - путь борца за
мир, захотелось написать песню, которая бы стала всеобщим гимном,
провозглашающим мир во всём мире: "Я втайне мечтал сочинить песню,
которая заменила бы знаменитую "We Shall Overcome" . Не знаю почему, но
мне всегда этого хотелось. Может быть, потому что её постоянно поют. Я
думал: почему нгикто не напишет нового гимна о свободе и мире? Вот что
мне необходимо сейчас делать, да нам всем это необходимо - писать для
народа, сочинять для него песни, с которыми он выхзодил бы на улицы,
которые бы пел в автобусах." Начиная с этой песни творчество Леннона
впадает в свой политический период. Далее последует несколько таких же
радикальных для того времени песен, вроде "Working Class Hero" , "Power
To the People" или "Woman Is a Nigger of the World". Леннон выступает
против игр власти, против манипуляцуии понятиями - по его мнению, нужно
просто быть челвоеком и искренне хотеть мира.
Далее вышел не менее известный сингл с песней "Cold Turkey" (Ломка).
Это песня отнюдь не политическая - Леннон спел о том, как пытается
избавиться от наркотической зависимости. К тому времени они с Йоко уже
экспериментировали с героином, и это было потяжелее, чем ЛСД. Песня
провалилась в хит-парадах, а МакКартни отказался поместить её в числе
песен "Abbey Road". В то же время Леннон отослал орден MBE обратно
королеве, приложив записку. Текст её хорошо известен: "Ваше Величество!
Я возвращаю вам этот орден Британской империи в знак протеста против
вмешательства Британии в гражданскую войну в Биафре, против поддержки
Америки во Вьетнаме, и потому, что моя песня "Cold Turkey" провалилась
в хит-параде." И подпись: "Джон Леннон из мешка" (намёк не хэппенинг,
проведённый им и Йоко примерно в то же время). Одно было хорошо -
Леннон снова стал Джоном Уинстоном Ленноном …
Последний прибитловский сингл Леннона - это "Instant Carma!" Здесь
развивается идея мира, хотя само слово мир ни разу не произносится.
Леннон пишет о том, что мгновенная карма поразит любого, что по
поступкам воздастся. Можно воспринимать эту песню как продолжение
политческих протестов Леннона, а можно, как очередной упрек МакКартни.
Get Back настолько расплотил битлов, что собрать не смогла и Abbey
Road. И поэтому - да и по очень многим причинам, среди которых одной из
первых была Йоко Оно - в 1970 году мир узнал о распаде Битлз. Джон Битл
умер окончательно. Родился новый Леннон. Однако он не был и Джоном
Уинстоном Ленноном.
Часть третья. Джон Оно Леннон
Первородный крик Леннона
Звали его теперь Джон Оно Леннон. И главным в его жизни теперь были
всего две вещи. Первой из них была Йоко, второй - борьба за мир.
Вынырнув из переживаний прошедших восьми лет - неудержимой беготни,
песен, наркотиков, ссор и боли, Леннон и Йоко прошли курс психотерапии
у доктора Артура Янова, автора теории первородного крика. В результате
родился альбом Леннона, записанный совместно с рядом известных
музыкантов. Были среди них и кое-кто из битлов, только для МакКартни
была закрыта студия Оно-Леннонов.
На альбоме, известном под названием "John Lennon - Plastic Ono Band",
Джон излил всю свою копившуюся годами боль. Открывает альбом
колокольный звон, заставка песни "Mother". Леннон очень долго и очень
тяжело переживал смерть матери, и эта тема иногда проскакивала в его
творчестве времён Битлз - взять хоть песню "Julia" с Белого Альбома.
Эта "Mother" - это даже не крик о помощи. Мама умерла, ничего не
поделаешь. Это скорее просто желание высказатьс всю боль. Здесь же
Леннон не забывает и о своём отце: в конце песни несколько раз
повторяются всего лишь две строчки:
Mama don't go
Daddy come home
Следующая песня отражает настрой Леннона тогда, в 1970, когда он
чуть-чуть сумел приподняться над своей "Nowhere Land". Держись мир, и
ты увидишь свет, говорит он. Тема мира уже становится традиционной для
Леннона. А "Hold On" - это краткое выражение житейской ленноновской
философии.
Hold on world, world hold on
It's gonna be alright
You gonna see the light
Следующая песня - о том же, о чём когда-то пелось в "Help!", "I`m Only
Sleeping" и "Tomorrow Never Knows". Но здесь Леннон уже не жалуется на
жизнь. Он уже не просит помощи. Отнюдь! Он теперь понял, что с ним
делают, понял окончательно, он говорит, что каждый теперь может
выбраться из этого ада.
I told you before, stay away from my door
Don't give me that brother, brother, brother, brother
The freaks on the phone, won't leave me alone
So don't give me that brother, brother, brother, brother
No!
Речь, очевидно идёт о тех, кто нажился на Битлз - Махариши, Хэмрик и т.п.
I seen through junkies, I been through it all
I seen religion from Jesus to Paul
Don't let them fool you with dope and cocaine
No one can harm you, feel your own pain
Леннону однако уже не хочется спать, он готов объяснять всем и каждому,
что, едва стоит осознать зависимость, и можно из неё вырваться. Сам
Леннон считает себя свободным, и поэтому и говорит: "I Found Out."
Одна из известнейших песен Леннона - "Working Class Hero" - здесь же.
В песне использована непечатная лексика, но это, как ни странно придаёт
песне ещё большую силу. Эта песня, наверное, меньше всех остальных
нуждается в комментариях. Леннон не боится говорить прямо в глаза то,
что считает нужным. И он сказал. Сказал всё. Привожу здесь полный
текст.
As soon as you're born they make you feel small
By giving you no time instead of it all
Till the pain is so big you feel nothing at all
They hurt you at home and they hit you at school
They hate you if you're clever and they despise a fool
Till you're so fucking crazy you can't follow their rules
When they've tortured and scared you for twenty odd years
Then they expect you to pick a career
When you can't really function you're so full of fear
Keep you doped with religion and sex and TV
And you think you're so clever and classless and free
But you're still fucking peasants as far as I can see
There's room at the top they are telling you still
But first you must learn how to smile as you kill
If you want to be like the folks on the hill
A working class hero is something to be.
Кроме злобы на "those freaks" в Ленноне живёт и другое чувство. Это
любовь к Йоко. Среди безжалостных атак на политиков и вообще на
отношение государства к своим гражданам мы видим такие трогательные и
искренние вещи, как "Love" и "Look At Me". Любовь к Йоко, наверное, ещё
не стояла тогда на первом месте по отношению к музыке, но вот первый
камень уже был положен - Леннон уже был Джоном Оно Ленноном.
Самая заметная песня альбома - это "God". В ней уж Леннон точно всем
объяснил, что он чувствует. Начинается песня с довольно претенциозного
заявления : "God is a concept, by which we measure our pain".
Далее Леннон заявляет, что не верит в бога, в магию, и ещё много во что
- список джлинный. Примечательно, что в конце списка он заявляет прямо:
"I don`t believe in Beatles … I just believe in me, Yoko and me." Это
последняя точка в его отношениях с битлами. Всё стало окончательно ясно
для всех.
Продолжением крика Леннона стал альбом "Imagine". Невооружённым
взглядом видны всего две темы - Йоко Оно и мир. Мир, который ущемляет и
порабощает. Неприкрытая злоба проскакивает в песне "Gimme some truth" и
"Crippled Inside". Вот слова из первой:
I'm sick and tired of hearing things
From uptight, short-sighted, narrow-minded hypocritics
All I want is the truth
Just gimme some truth
А вот из второй:
You can go to church and sing a hymn
You can judge me by the color of my skin
You can live a lie until you die
One thing you can't hide
Is when you're crippled inside
Выпады в сторону государства не были незамечены - Imagine стала
последней английской пластинкой Леннона. Ленноны переехали в США, где
Джон очень долго не мог получить вид на жительство, и, по логике, его
выпады против государства должны были продлжиться. Случилось иначе.
Почему? Есть много причин, но об этом чуть позже.
Почти половина альбома посвящена Йоко Оно - это и песня "Oh My Love", и
"Jealous Guy", и "Oh Yoko!" . Осталось упомянуть лишь две песни. Одна -
это самый, наверное, резкий антибитловский выпад Леннона. Речь идёт о
песне "How do you sleep?"
You live with straights who tell you you was king
Jump when your momma tell you anything
The only thing you done was yesterday
And since you're gone you're just another day
Ah, how do you sleep?
Ah, how do you sleep at night?
Довольно жёсткие и недвусмысленные намёки. МакКартни однако же войну продолжать не стал, ответив Джону песней "Dear Friend".
И наконец, гениальнейшее творение Леннона - "Imagine". Песня, которую
при его жизни считали классикой рока. Здесь Леннон опять рисует тот
мир, который он всегда искал - свои Земляничные поляны. Мир, в котором
нет войн, в котором нет раздоров, где все люди - братья. Достаточно
просто прочитать эти слова.
Imagine there's no heaven
It's easy if you try
No hell below us
Above us only sky
Imagine all the people
Living for today...
Imagine there's no countries
It isn't hard to do
Nothing to kill or die for
And no religion too
Imagine all the people
Living life in peace...
Imagine no possessions
I wonder if you can
No need for greed or hunger
A brotherhood of man
Imagine all the people
Sharing all the world...
You may say I'm a dreamer
But I'm not the only one
I hope someday you'll join us
And the world will live as one
Нет ограничений, нет оков, нет тех самых "freaks" и "hypocritics", которых Леннон всегда ненавидел. Мир прекрасен.
Мосты сожжены, лишь высятся стены
После "Imagine" всё творчество Леннона - это медленный спуск с только
что завоёванного Эвереста. И причина всё та же - Йоко, та самая Йоко,
которая воскресила умирающего бунтаря, его же и загнала обратно в
могилу. Леннон был слишком измотан - психологически и физически, а Йоко
оказалась всего лишь ещё одним челвоеком, который захотел использовать
известнейшего музыканта. Джон был готов отдать ей всё, что имел и что
мог отдать - он, этот грубый и развязный парень, впервые нашёл
родственную душу. Но Йоко была слишколм прагматична. Она стала делать
бизнес. Или скажем, в 1973, сразу по завершению альбома "Mind Games"
Йоко увлекается молодым гитаристом и продюсером Дэйвом Спинозой. Она
решает на вермя избавиться от мужа. Подобрав для Джона подходящую себе
замену (секретаршу Мэй Пэнг), она отправила их вдвоём в почётную ссылку
в Лос-Анджелес. Виделись в течение этого времни супруги лишь
эпизодически. Один Бог знает, что творилось тогда в душе Джона.
I'm scarred, I'm scarred, I'm scarred
Every day of my life
I just manage to survive
I just wanna stay alive
Hatred and jealousy, gonna be the death of me
I guess I knew it right from the start
Sing out about love and peace
Don't wanna see the red raw meat
The green eyed goddamn straight from your heart -
Говорит он всему миру с пластинки "Walls and Bridges".
I've been across to the other side
I've shown you everything, I got nothing to hide
And still you ask me do I love you, what it is, what it is
All I can tell you is it's all show biz
All I can tell you is it's all show biz
Nobody loves you when you're down and out …
Сейчас Леннону одиноко как никогда. А дальше … Куда он катится дальше,
страшно пождумать. Если из-под давления всех этих "freaks" можно было
вырваться, то куда денешься от самого близкого тебе человека? Леннон
страдает жутко в своей любви. И к тому же, он жутко устал. Устал от
всей этой жуткой жизни. Он думал, что нашёл уже свою земялничную
поляну, но это было ложью. Йоко нанесла ему последний в его жизни удар.
Леннон сдался.
На руинах мира
Странное чувство - видеть побеждённого бунтаря. Помните МакМёрфи? Того,
что из романа Кена Кизи? Леннон прожил примерно ту же жизнь. Но Леннон
не сумел бороться до конца. После "Стен и мостов" его творчество
погибло. "Rock-n-Roll Music" родился случайно, да и говорить, что в нём
была какая-то принципиально новая концепция, какой-то новый виток в
творчестве Леннона, нельзя. Дальше … Дальше Леннон пять лет подряд
молчал. Он целые дни проводил дома, рядом с сыном Шоном, сыном от Йоко
Оно. Сама же Йоко занималась бизнесом. Джон вёл домашнее хозяйство,
даже сам пёк хлеб. По видимому, это доставляло ему удовольствие. Тиран
был свергнут. Бунтарь был мёртв. Пять лет Леннон тонул в быту. И ...
утонул. Его "Double Fantasy" - это воспевание того самого быта и тихой
семейной жизни, за которые он постоянно третировал МакКартни. Ни одного
злобного слова. Он, конечно, пытается всё ещё заявлять о своей любви к
Йоко - в песнях "Dear Yoko" и "Woman". Но самое примечательное, в
творчестве Леннона вновь появляется давно забытый мотив… До ужаса
знакомый.
People say I'm lazy dreaming my life away,
Well they give me all kinds of advice designed to enlighten me,
When I tell that I'm doing
Fine watching shadows on the wall,
Don't you miss the big time boy you're no longer on the ball?
I'm just sitting here watching the wheels go round and round,
I really love to watch them roll,
No longer riding on the merry-go-round,
I just had to let it go.
На этом месте повествование о творчестве Леннона надобно прервать.
Больше ничего он не написал. В 1970 он был убит, и на мой взгляд, убит
вовремя. Марк Чепмен, который, по общему мнению, хотел заслужить славу
Герострата, сотворил доброе дело. Леннон и так был мёртв. То, что они с
Йоко писали бы дальше, уже не было бы ленноновским творчеством.
Половина песен с "Двойной фантазии" принадлежать Йоко Оно. С следующего
альбома, который она выпустила после смерти супруга - тоже. Леннон бы
постепенно растворился в своей жене, и дуэт Джон Леннон - Йоко Оно
постепенно перерос в Йоко Оно и Джон Леннон, а потом просто в Йоко Оно,
как однажды дуэт Леннон-МакКартни превратился в Леннона и МакКартни.
Вполне справедлив вопрос: зачем же говорить так резко? Вдруг Джон нашёл
свою Земляничную поляну в семейной жизни, в заботе о сыне, в семейном
творчестве, в наивных и пахнущих чем-то нездоровым песнях вроде "Yes,
I`m Your Angel" и "Beautiful Boy". Может быть, Йоко вовсе не
эксплуатировала Джона, как все остальные?
Да, наверное. Такое могло бы быть возможным. Если бы не одна вещь.
После смерти Леннона вышло почти десять альбомов Леннона, которые на
ура покупались поклонниками и коллекционерами (какая реклама может быть
лучше насильственной смерти?). Все деньги от продаж попали в руки к … -
угадайте, кто обладал авторскими правами на них?
Поэтому давайте не будем жалеть Леннона. Он был гением. И у него была
эта выскоая цель - найти свои земляничные поляны. И только то, что он к
ней стремился и в этом стремлении в итоге потерял всё, должно вызывать
у нас не жалость, а уважение.
Вот вы и узнали, всё что хотели о Битлз и о Ленноне. Что можно добавить? Как сказал бы сам Леннон,
The dream is over
What can I say?
The dream is over
Yesterday
Источники
1. ДЖОН ЛЕННОН: вот моя история, смиренная и правдивая. Автор-составитель Ваганов Валерий Григорьевич. Изд. "Аркаим", 2003
2. Анталогия "The Beatles", "Росмэн"
3. Багиров А. (Багир-Заде А.Н.) "Битлз" - любовь моя/Художд. С.М. Резников. - Мн.: Ред. Журн. "Парус", 1993
4. www.musicon.narod.ru
5. John Lennon in His Own Write.