"Волшебным" было только
путешествие, а ложью -
"святого" Махариши пришествие.
Многие, наверное, знают о курсах
трансцедентальной медитации Махариши Махеш Йоги.
Многие также слышали о том, что даже легендарные
Битлз учились у мудрого старца. Ливерпульская
четверка сыграла немалую роль в росте
популярности курсов Махариши. А произошло все
так.
После записи альбома "Оркестр клуба одиноких
сердец сержанта Пеппера", который критики
назвали самым выдающимся в истории поп-музыки,
Джон, Пол, Джордж и Ринго были в зените славы. А в
начале сентября, по инициативе Маккартни,
квартет начал съемки телефильма "Magical Mystery
Tour" - "Волшебное таинственное
путешествие". Смысл названия угадывался очень
просто. "Волшебное" - потому, что отныне
четверка занималась тем, чем хочет.
"Таинственное" - потому, что никто не знал,
что будет дальше: фильм снимался без всякого
сценария. А "Путешествие" - потому, что это и
в самом деле было путешествие: вся четверка
вместе с друзьями музыкантов погрузилась в
ярко-раскрашенный автобус с огромной
желто-красно-синей надписью "Magical Mystery Tour" на
борту и двинулась в путь.
Сюжет фильма "Magical Mystery Toyr" отсняли на
десять часов показа. Монтаж пленки и
редактирование материала заняли два месяца. Под
новый, 1968-й год, все четверо "Битлз"
разъехались кто куда. Пол снова вернулся в
Шотландию на свою ферму, Джон полетел на отдых в
Марокко, Джордж и Патти - в Индию, к Рави Шанкару. В
середине февраля вся четверка ненадолго
собралась в Лондоне, чтобы обговорить сроки
совместной поездки в Индию к Махариши. Решили
ехать на два месяца, чтобы пройти полный курс
обучения медитации.
В индийском городе Ришикеше, где располагалась
резиденция Махариши, "Битлз" усердно
занимались йогой и самосозерцанием. Они часами
сидели, повторяя мантру, пытаясь углубиться в
себя и отключиться от окружающего мира. Чтобы не
скучать, они соревновались, кто кого пересидит.
Как всегда, побеждал Пол, который высидел как-то
раз четыре часа. Джон и Джордж выдержали по три с
половиной. Все четверо отпустили бороды, а Джон к
тому же носил тюрбан. Но вскоре начались
проблемы. Первым не выдержал Ринго. Две недели
полного безделья вымотали его и он вместе с
Морин, своей женой, уехал в Англию. Ринго назвал
ученье Махариши чушью, а его метод - большим
обманом. Еще через пару недель покинули Индию и
Пол с Джейн. Маккартни сказал Леннону, что
великий святой больше похож на великого
шарлатана и что Махариши использует "Битлз"
для роста собственной популярности. Джон долго
не хотел верить этому, хотя многое его удивляло.
Например, то, что "святой" живет совсем не
так, как учит других. У Махариши был роскошный
особняк с вертолетной площадкой, его обслуживал
внушительный персонал слуг. Кроме того, Джон
никак не мог получить особую мантру от Махариши -
тот почему-то медлил. И только тогда Джон понял,
что был нужен для рекламы. Окончательно развеяла
миф о святости сцена, когда Махариши в
присутствии Джона стал домогаться Миа Фарроу,
актрисы, приехавшей вместе с "Битлз" на
курсы медитации. Чуть позднее Джон сочинил на эту
тему песню "Sexy Sadie", где высмеял лживость
святых воззрений сексуально озабоченного
старца.
- А это о Махариши,- объяснил Леннон в 1970 г.,
когда у него спросили о личности таинственной
Сэди. - Я не стал писать: "Махариши, что ты
сделал? Ты всех одурачил". Был большой шум по
поводу того, что он пытался изнасиловать Миа
Фарроу, и так далее. Вот мы и пошли к нему. Я взял
слово - как всегда, когда намечается грязная
работа. Я сказал: "Мы уходим". Он спросил:
"Почему?", ну, и прочее дерьмо, а я ответил:
"Раз ты такой космически мудрый, ты должен знать,
почему". Он сказал: "Я не знаю, почему;
скажи мне", а я продолжал говорить: "Ты
должен знать, почему". И он кинул на меня
такой взгляд, как будто хотел сказать: "Я
убью тебя, сукин сын", потому что я
публично высмеял его россказни о
космическом всеведении.
Во время исполнения в студии звучали
ругательства: Леннон не пытался скрыть личность Махариши
за поэтическими приемами. В записи, однако, оскорбление
завуалировано красотой мелодии, великолепной
фортепианной игрой Маккартни и язвительными
вокалами Джона.