1971.
Джон Леннон, Йоко Оно. После выхода книги Йоко Оно «Грейпфрут» Джон Леннон и его жена
побеседовали с основателем Time Out Тони Эллиоттом о том, как добраться
до бывшего солиста The Beatles.
Опубликовано в Time Out London №77, 1971. Автор Тони Эллиотт
Книга Йоко Оно «Грейпфрут» — сборник сюрреалистических дзен-инструкций
для художников — была написана в 1964 году, а в 1971-м ее издали
довольно большим тиражом. По этому поводу Джон и Йоко, известные своей
любовью к пиару, дали интервью практически всем газетам и журналам
страны (их пресс-агент позвонил и спросил, не хотим ли мы взять
интервью у Йоко Оно: «Ну, вы знаете ее — жена Джона Леннона»).
Йоко: Я заметила, что некоторые мои работы, например
«Стихи прикосновения», переводят на язык душевнобольных. В «Грейпфруте»
я выразила особое состояние разума, при котором художником без труда
может стать любой.Тогда люди забудут о насилии, потому что это форма
обиды. Насилие — самая печальная форма общения, потому что оно вообще
не достигает своей цели. А лучший способ общения — это раскрыть свой
разум и показать всем, что ты думаешь.
Джон: Да я смотрю, ты и до встречи сомной была умная, золотце мое!
Йоко: Тебе повезло, и ты это знаешь. Раньше я была
бедной, и мне приходилось тяжелым трудом зарабатывать себе на хлеб.
Я устраивалась, например, уборщицей, чтобы была возможность в свободное
время писать. Люди ограничивают себя и каждый день тратят энергию
и время на то, что убивают в себе человеческое существо. У нас с Джоном
полно энергии, потому что мы не убиваем себя.
Джон: Деньги мы зарабатываем только на пластинках. Мне
наплевать на них, но и спустить их в унитаз тоже не могу. Мы спонсируем
себя, как раньше меценаты спонсировали классическую музыку. Мы раздаем
довольно много денег. Раньше подкармливали родственников, теперь отдаем
разным людям типа цыган. Нам кажется, что это такой справедливый
народный налог. Мы художники, поэтому мы революционеры.
Йоко: Ни для кого не секрет, что люди из арт-тусовки —
страшные снобы. Вот, скажем, я хотела устроить выставку в Институте
современного искусства. Мы говорим: пожалуйста, устройте нам выставку,
как любому другому художнику, который вас устраивает. Но они начали
хитрить и потом рассказывали всем, что Джон предлагал им денег, чтобы
я попала в ИСИ! Руководство передачи «Мир в действии» пригласило Джона
сыграть для них программу. Я попросила включить в нее и меня. Ответ
был: «Да как у нее наглости хватает!»
Песня «Cold Turkey» была об ужасах наркозависимости, а что-нибудь еще для помощи наркоманам вы сделали?
Джон: А я и не обещал спасать наркоманов. Вы что,
не понимаете, что у меня своих проблем достаточно? Я не могу строить
центры реабилитации для торчков. У меня с этим делом и так хватает
неприятностей. Песня «Cold Turkey» — это и есть мой вклад в дело помощи
наркозависимым. Кроме моего искусства у меня больше ничего нет.
Устроить больничку для наркоманов все равно что послать мешок риса
в Индию.
Йоко: Мы не так богаты, и денег можем пожертвовать немного. Мы больше дадим нашими песнями и работами.
Джон: Как насчет последнего вопроса?
Давайте вы мне его сами зададите.
Йоко: Так что вы собираетесь написать про «Грейпфрут»? Сколько места дадите под рецензию?