Бывает
так: гений напишет, а сам не знает, что написал. Вот один парень
написал в юности песенку, потом лет через десять с группой товарищей ее
записал: песню про то, что будет, когда ему исполнится шестьдесят
четыре года.
И
ведь как в воду глядел: 18 июня 2006 года весь мир отмечал шестьдесят
четвертый день рождения автора «When I'm 64», одного из величайших
композиторов XX века — Пола Маккартни.
Т. С. Элиот сказал однажды: «Когда великий поэт пишет о себе, он пишет о своем времени».
Исходя
из этого Пол Маккартни искупил прошлое столетие. В грядущие времена
люди спросят: а каков он был, этот самый XX век? И, услышав музыку
Пола, сами дадут ответ: да, это были благословенные времена, когда Свет
Божий воссиял над землей.
Очень
долгое время в среде просвещенных рок-фанов было принято открещиваться
от Пола Маккартни — дескать, сладенький мальчик, пишет приторную
музыку, не чета молодцу Джону. А потом постепенно оказалось, что
источником большинства нововведений, за которые мы любим Beatles, был
именно Пол Маккартни.
Именно
он шлялся в Лондоне по модным клубам и авангардным концертам, пока Джон
изнывал от семейного уюта в сельском Уэйбридже, и именно Пол во многом
определил направление трех лучших альбомов Beatles — «Revolver», «Sgt.
Pepper's Lonely Hearts Club Band» и «Magical Mystery Tour».
Поэтому, нисколько не преуменьшая заслуг Джона, воздадим должное Полу.
Джеймс
Пол Маккартни (James Paul McCartney) родился 18 июня 1942 года в
госпитале Уолтон в северной части Ливерпуля. Он ирландец по материнской
и отцовской линии. Его отец, Джим Маккартни, был руководителем
танцевального оркестра и подарил сыну трубу. В четырнадцать Пол выменял
ее на гитару, которая до сих пор лежит где-то у него дома.
Вскоре он стал известен всему миру как басист, гитарист, пианист, певец и автор песен группы Beatles.
В
Книге рекордов Гиннесса Пол Маккартни назван самым успешным
композитором в истории популярной музыки.(интересно, кстати, кто самый
успешный композитор в истории непопулярной музыки?). На его счету
двадцать девять песен «номер один» и более пятидесяти песен в «первой
десятке», это значительно больше, чем у любого другого автора. Но все
это — сухие цифры статистики, а мы в России привыкли не слишком
доверять цифрам. Музыка — другое дело. Ни один человек в мире не писал
и не пел о любви так, как Пол Маккартни.
Да
и в жизни — он был последним холостяком в рядах Beatles, но, женившись
на Линде Маккартни в 1971 году, он не расставался с ней до самой ее
смерти в 1998-м. (Как уже говорилось здесь, чтобы все время быть
вместе, Пол научил ее петь и играть на клавишах.)
Известно,
что в последние дни Beatles Пол все время хотел вернуться к
концертированию (напомню, что Beatles перестали играть концерты в 1966
году и до конца своего существования так и не выступили ни разу на
публике, за исключением одного концерта, сыгранного на лондонской крыше
для фильма «Let It Be»).
Так
вот, когда Beatles разошлись, Пол собрал группу Wings, с Линдой
(несмотря на ее протесты) за клавишами, и с Wings снова пустился в
гастроли. Чтобы избежать своего суперзвездного ореола, Пол, Линда и
Wings просто разъезжали по Англии в фургоне, останавливались в любом
месте, которое им нравилось, и шли в клуб договариваться о концерте на
этот вечер. Можно представить себе удивление местных любителей музыки:
приходишь, типа, в паб, а там Пол Маккартни играет.
В итоге Wings стали одной из самых популярных групп 70-х годов.
И еще немного статистики.
Говорят,
что песня Пола «Yesterday» — песня, которую охотнее всего исполняют
другие артисты (насчитывается более трех тысяч разных версий). Вообще
это самая популярная песня в мире — только в Америке ее передавали по
радио более шести миллионов раз. Пол собрал самую большую аудиторию на
свете — сто восемьдесят четыре тысячи человек в Рио-де-Жанейро в апреле
1990 года. А в Австралии в 1993 году двадцать тысяч билетов на его
концерт были проданы за рекордные восемь минут. Этот список можно
продолжать долго.
Но любим мы его все равно не за это.
Кажется,
все очень просто: возьми гитару и спой песню про любовь. И вроде все
это делают. Но послушать внимательно — услышишь: все поют о себе,
любимом, как ему, голубчику, плохо и как много претензий у него к
окружающим, все они ведут себя не так, как ему хотелось бы. И даже
самые лучшие поют об этой самой любви как о чем-то постороннем.
А мудрецы говорят: «Когда настоящий музыкант играет, он забывает о себе и растворяется в музыке».
Вот
то же и у Пола: когда он поет — его самого нет, он становится песней.
Он поет о любви и сам становится этой любовью — мы ее чувствуем.
Каким-то чудом Пол открывает нам нашу собственную любовь и дает ей
голос. Когда он поет — он поет то, что мы сами не осмеливаемся или не
умеем выразить. Пол — это голос нашей собственной любви.
Творческая
жизнь Пола Маккартни не захирела с концом 70-х. Группа Wings перестала
существовать в 1980 году, но все 80-е, 90-е и по сей день Пол
продолжает писать, петь, постоянно перемещаться по всему миру с
концертными турами один грандиознее другого. И казалось бы, что еще
нужно человеку? Он, наверное, и так самый богатый музыкант в мире. Но
похоже, он делает это совершенно не ради денег. Он просто любит петь.
Когда
Маккартни играл на Дворцовой площади в Петербурге, я, честно говоря,
идти не очень собирался. Не любитель я больших концертов, маленькие
клубы мне всегда милее. А площадные концерты для меня — не музыка, а
некий массовый ритуал, в котором мне лично не хочется принимать участие.
Но
отказаться тоже было сложно. В итоге я безумно долгое время продирался
через толпы, кордоны и все-таки попал. А как раз шел дождь. Меня по
большой уважухе посадили недалеко от сцены на пластиковый стул, задом в
лужу. Из этой лужи я собственно и наблюдал за происходящим — понятно,
без особо положительных эмоций. То да се, дождик потихоньку перестал,
тучи начали расходиться, а потом Пол запел «For No One», и вдруг
выглянуло солнце и осветило его. И тут я чувствую, что все мои
предрассудки куда-то улетучились, происходит что-то фундаментальное.
Как
раз на Дворцовой площади восемьдесят с лишним лет тому назад произошла
кровавая драма, в результате которой Россия на весь двадцатый век
оказалась отрезанной от мира, — и как будто бы магия божественной
музыки, на какое-то время сконцентрировавшаяся в этом человеке и его
песнях, наконец пришла на это самое место, чтобы излечить раскол и
вновь сделать мир цельным.
Сильное ощущение. Неисповедимы пути Господни.
Когда
я слушаю «For No One», я понимаю, что все, что можно сказать по поводу
этой музыки, будет пустыми словами. Эти песни и эти голоса всегда
звучали и всегда будут звучать в каком-то надзвездном пространстве;
иногда нам удается по-настоящему их услышать. И наша раздробленная
жизнь в этот момент становится одной Божественной истиной.
Не
могу не повторить: все-таки нам невероятно повезло, что мы живем в
эпоху, когда эта музыка была услышана, и мы до сих пор ходим по одной
земле с людьми, которые ее создали.
Песни Пола научили меня любви, и эта любовь до сих пор звучит в моем сердце.