По
сути дела, Beatles начались именно с Джона Леннона. Его мать, в которой
он души не чаял, погибла, когда он был совсем ребенком, и эта трагедия
наложила отпечаток на всю его жизнь. Он нашел спасение в рок-н-ролле.
Он сказал: «Рок-н-ролл был настоящим, а все остальное было ненастоящим».
Леннон
и Маккартни встретились 6 июля 1957 года на школьном вечере в церкви
Св. Питера в Ливерпуле, там выступала группа шестнадцатилетнего Джона —
The Quarrymen.
Джон
был впечатлен тем, что Пол знал много аккордов и умел настраивать
гитару, и решил взять его в группу. Это было историческое и
великолепное решение. Так родился самый лучший дуэт в истории музыки.
Эта
песня (" It Wont Be Long") имела большое значение для Джона — он даже
задумывал переписать ее заново после ухода из Beatles (хотя, понятное
дело, ему оказалось не до этого). По мне, запись 1963 года и так
совершенна настолько, насколько может быть совершенным музыкальное
произведение.
В
ту пору Леннон и Маккартни действительно писали песни вместе,
где-нибудь в номере отеля после концерта; брали гитары и играли,
подстегивая и помогая друг другу — надо сказать, идеальный вариант
создания песен. Для этого и существуют группы — ведь когда человек
пишет песни один, его может занести, а когда рядом друзья, они всегда
могут подставить плечо, вставить аккорд-другой или посмеяться над
неудачной строчкой; глядишь, и еще один корабль готов в большое
плаванье.
И корабли у Джона с Полом (не без помощи Джорджа) получались на редкость удачные.
В
апреле 66-го Джон Леннон вновь разразился эпохальным манифестом.
Beatles отказались от концертов и сели в студию. И первая же песня
этого нового периода, «Tomorrow Never Knows», положила начало новой
революции в музыке и вывела Beatles из состояния девических идолов в
положение пророков или богов.
В
основе песни — текст тибетской Книги Мертвых, переработанный гуру
«психоделической революции» Тимоти Лири. Леннон даже хотел, чтобы
вторую половину песни пели далай-лама с тысячью тибетских монахов на
горной вершине — но техническое осуществление этой идеи было немного
проблематичным, поэтому Джону пришлось петь самому.
Как
событие звука, эта песня была беспрецедентной. Как философское
заявление — умные критики говорили, что эта песня бросила вызов не
только семи векам европейской музыкальной культуры, но и основным
положениям западной цивилизации. И все это — за три минуты.
Для
большинства людей такой песни, как «Tomorrow Never Knows», было бы
достаточно, чтобы навсегда остаться в истории. Но через полгода Леннон
вновь опередил всю планету, создав то, что много десятков лет считалось
(да и будет считаться) «лучшей записью за всю историю рок-н-ролла».
Даже Джордж Мартин, продюсер Beatles, обычно скромный и немногословный,
назвал ее «тональной поэмой — что-то вроде современного Дебюсси».
Никому
из живущих на земле никогда не удавалось сотворить нечто, в чем чувство
и фантазия выражались бы так прямо, спонтанно и оригинально, как в
«Strawberry Fields Forever».
Леннон
говорил, что он всегда мечтал написать свою собственную «Алису в Стране
чудес», но песнями 1966-1969 годов он сделал значительно больше —
создал дверь в новую вселенную. Эта дверь открыта до сих пор, и каждый,
кто очень хочет, может туда войти.
Еще
одна песня, которую сам Джон считал одной из своих лучших, — «Happiness
Is A Warm Gun». Критики часто обсуждали ее, гадали о ее смысле и
копались в тонкостях записи... Оставим это критикам, пусть балуются.
Джон говорит на языке сердца, непонятном рациональному сознанию.
А
потом Beatles кончились вместе с эпохой, их породившей и давшей им
Божественные крылья. Леннон чувствовал это острее всего и рвался
дальше. Встреча с Йоко Оно дала ему необходимую решимость двигаться
дальше, несмотря ни на что. И тогда он сказал, что Beatles — это сон,
что он больше не верит в них, а верит только в себя — в Йоко и в себя.
(Когда-то
давно именно песня «God» показала мне, что песни нужно писать на родном
языке — с этого и начался «Аквариум». Но это так, отвлечение. Тем не
менее — спасибо, Джон!)
А
вот еще история. С детства Леннон был поклонником безумного
американского продюсера Фила Спектора, который во многом и создал звук
рок-н-ролла в том виде, который был Джону мил и люб. Уже будучи одним
из Битлов, Джон имел возможность непосредственно с ним познакомиться
и, когда Beatles остались позади, сначала поручил ему доделать их
финальный альбом «Let It Be» (что, наверное, все-таки было ошибкой), а
потом стал работать с Филом сам — и подход Спектора, прямой и
бескомпромиссный, украсил несколько выдающихся сольных песен Джона, к
примеру «Instant Karma» («Мгновенная карма») — кровь так и кипит!
А вот — прямая речь:
«Я
не циник. Они ошибаются, судя обо мне по каким-то вещам, которые я
написал или сказал. А так нельзя. Я ненавижу ярлыки. Я немного циничен,
но никак не циник. Иногда сегодня ты подтруниваешь, завтра — циник, а
послезавтра относишься ко всему с иронией. Я циник по поводу
большинства того, что люди принимают как должное. Я циник во всем, что
касается общества, политики, газет, правительства. Но я без цинизма
отношусь к жизни, любви, доброте, смерти. Вот почему я не люблю, когда
меня называют циником».( "Mind Games")
В
1980-м Джона не стало. Музыка, написанная им, осталась вне возраста,
вне времени. И, что бы ни писали сплетники-журналисты, бывших
участников Beatles связывало что-то гораздо большее, чем просто дружба.
И, может быть, не сказанное в жизни отлилось в песни.
Джордж
посвятил Джону песню «All Those Years Ago», на которой впервые за
десять лет объединились трое оставшихся участников Beatles. В этой
песне Джордж сказал то, чего никогда, наверное, не говорил Джону лично:
«Именно ты сказал, что все, что нам нужно, — это любовь, тогда, много
лет назад».
А
Пол написал песню «Here Today» с такими словами: «Если бы я сказал, что
хорошо знал тебя, — что бы ты ответил, будь здесь сегодня? Ты бы,
наверное, рассмеялся и сказал, что мы жили в разных мирах... Но что до
меня, то я не могу больше сдерживать слез. У тебя в запасе всегда была
улыбка для меня, а я любил тебя и счастлив, что ты появился в моей
жизни».
Как
я уже писал, через четырнадцать лет после гибели Джона Леннона трое
оставшихся в живых членов Beatles объединились еще раз, чтобы
доработать запись, сделанную Джоном в 1977 году у себя дома в
Нью-Йорке. Виртуальное воссоединение в цифровом мире.
Они подошли
к делу, как если бы Джон уехал на каникулы и оставил им полуготовые
песни с просьбой их закончить. А запись на самом деле странная, голос
звучит как будто послание из другого мира для нас, сегодня. И знаете,
когда дело касается Beatles, стоя в солнечном свете голоса Джона, я сам
почти что готов верить в любую мистику — кажется, «Free As A Bird»
изначально была для этого предназначена... А что, с другой стороны — в
Тибете бывали истории и постраннее.