Гамбург и "Битлз".
Гамбург — это морские
ворота Германии. Хотя сейчас порт и утерял своё былое значение,
выглядит он так же величественно, как и раньше. Отсюда на
многочисленных прогулочных судах организуются водные экскурсии, в
которых принимали участие и «Битлз». У Гамбурга — особенная атмосфера
портового города. Здесь причудливое смешение архитектурных стилей, по
улицам проложены каналы, вежливые нищие в любую жару одеты поголовно в
косухи, кожаные штаны или как минимум чёрные джинсы, а ближе к вечеру
на улицах появляются моряки в щёгольской выходной форме. Невольно
вспоминается другой порт, расположенный чуть западнее: «Гамбург и
Ливерпуль — близнецы-братья, кто больше матери-истории ценен?» Ведь
если Ливерпуль — колыбель «Битлз», то Гамбург — их школа на пути к
Лондону и всему миру. Наверное, поэтому, когда дышишь атмосферой этих
городов, кажется, сам становишься частью «Саги Битлз».
«Indra» (по имени
бога-воителя в индуизме) — это небольшой ночной клуб, куда хозяин,
Бруно Кошмидер, на волне успеха английской бит-музыки в другом своём
клубе, «Кайзеркеллер», также решил пригласить группу из Англии. Этой
группой стали «Битлз», работавшие в «Индре» с 17 августа по 3 октября
1960 г. Затем по различным причинам группа была переведена в
«Кайзеркеллер».
Английские музыканты
выступали в «Кайзеркеллер» («Императорский подвал») уже с июня 1960 г.,
«Битлз» и «Rory Storm & the Hurricanes» с ударником Ринго Старром
работали в нём попеременно с 4 октября по 31 ноября. Этот клуб сыграл
значительную роль в истории «Битлз»: именно сюда приходили гамбургские
студенты Клаус Ворман, Астрид Кирхер и Юрген Фолльмер, здесь же
произошло знакомство с Тони Шериданом.
В этом здании находился
кинотеатр «Bambi» («Бамби»), принадлежавший Кошмидеру, куда он поселил
музыкантов на время работы у него. На стене слева от двери табличка:
«Здесь в 1960 г. жили «Битлз».
В полицейский участок
Davidwache Пол и Пит были доставлены после того, как Кошмидер обвинил
их в поджоге здания кино «Бамби», и 5 декабря 1960 г. высланы из
страны. Джон последовал за ними 12 декабря, а Стю остался, чтобы
продолжить учёбу.
Аллану Уильямсу,
первому менеджеру «Битлз», пришла в голову идея записать на пластинку
несколько песен в исполнении Лу Уолтерса, басиста «Rory Storm & the
Hurricanes». Уолтерс в сопровождении «супергруппы» из Джона, Пола,
Джорджа и ударника «The Hurricanes» Ринго Старра сделал
демонстрационные записи в небольшой «Akustik Studio» («Акустическая
студия») 15 октября 1960 г., то есть ещё во время ангажемента обеих
групп в «Кайзеркеллере». Относительно того, что именно было записано,
воспоминания участников расходятся. Абсолютно точно известно, что была
записана «Summertime», а также, возможно, «Fever» и «September Song»; к
сожалению, данная запись считается утраченной. Это первая работа
«Битлз» в профессиональной студии звукозаписи.
Бывший
официант «Кайзеркеллера» и по совместительству менеджер Тони Шеридана
Хорст Фашер, поссорившийся с Кошмидером, убедил Петера Экхорна открыть
клуб на Репербан, чтобы его могла посещать молодёжь, которой не
разрешали ходить на Гросе Фрайхайт. «Top Ten» («Верхняя десятка») был
открыт в ноябре 1960 г. и сразу же стал очень популярен: туда
потянулась рок-н-ролльная публика из «Кайзеркеллера», так что понятно,
почему Кошмидер обиделся на «Битлз». Шеридан стал в клубе «штатным
певцом», которого сопровождали как сменные составы, так и специально
приглашённые группы. «Битлз» работали в «Топ Тен» с 1 по 5 декабря 1960
г., когда Пол и Пит были высланы, а Джон даже до 12 декабря. Но
официальный ангажемент группы в этом клубе состоялся с 27 марта по 1
июля 1961 г. На это время музыканты были поселены на верхнем этаже
здания. Во время работы в «Топ Тен» они впервые привлекли внимание
индустрии грамзаписи. В начале мая в клуб зашёл популярный бит-певец из
Мюнхена Томми Кент (настоящее имя Гунтрам Кюбек), которого настолько
поразили Шеридан и «Битлз», что он рассказал о местных знаменитостях
своему продюсеру Берту Кэмпферту, убедив его заключить с ними контракт.
Кэмпферт, работавший в основном с традиционными эстрадными певцами,
сначала сопротивлялся, но, посетив их выступление, всё же изменил своё
решение, и 22-23 июня были сделаны первые записи «Битлз» для пластинки.
Клуб прекратил своё существование в конце 80-х.
13 апреля 1962 г. в
помещении бывшего кинотеатра «Stern» («Звезда») открылся самый
известный гамбургский клуб эпохи бита — «Star Club» (тоже «Звезда», но
уже по-английски). Фашер, рассорившийся на этот раз с Экхорном,
заинтересовал этой идеей Манфреда Вайследера, владельца нескольких
развлекательных заведений в Санкт-Паули. В свою очередь, Вайследер с
самого начала взял курс на то, чтобы название клуба отражало его
статус: в нём выступали Джин Винсент, Литтл Ричард, Джерри Ли Льюис,
«Братья Эверли», Бо Диддли, Рэй Чарльз и многие другие. У «Битлз» было
в Стар-клубе три ангажемента (все — в течение 1962 г.).
Первый раз они
работали здесь с 13 апреля (день открытия клуба) по 31 мая. Этот приезд
был ознаменован получением 9 мая знаменитой телеграммы Эпстайна, а
также записью 24 мая инструментальных дорожек ещё двух песен для
планировавшегося «Polydor» нового сингла, вокал на которые Шеридан
наложил позже, 7 июня. Вторые «гастроли» состоялись с 1 по 14 ноября.
Ударником был уже Ринго, который играл в группе с 18 августа. «Битлз»,
как и все остальные музыканты, приглашавшиеся в Стар-клуб, жили в отеле
«Germania» («Германия»). Третий и последний раз «Битлз» выступали в
Стар-клубе с 18 по 31 декабря. С декабрьским приездом связаны два
важных события: 20 декабря первый сингл «Битлз» вошёл в хит-парад,
кроме того, по просьбе руководителя бит-группы из Ливерпуля Кингсайза
Тэйлора были сделаны записи выступления «Битлз» на магнитофонную
плёнку, которые получили затем широкое распространение. Стар-клуб
закрылся 1 января 1970 г., в то время музыканты высокого класса
выступали уже в больших залах.
Здание, в котором находился клуб, в 1987 г. было снесено. Сейчас на его месте находится гранитный обелиск.