Sergeant
Pepper's Lonely Hearts Club Band
В звучании
барабанов
появилось много нового, это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых
Джефф Эмерик (Geoff Emerick) потратил наконец некоторое время на то,
чтобы настроить микрофоны, лимитеры, компрессоры и прочее, чтобы
достичь наиболее живой атмосферы, и, во-вторых, Ринго, не отягощенный
переездами, начал использовать пластик из телячьей кожи вместо
синтетики, более чувствительный к погодным условиям и не подходящий для
работы в разъездах, зато имеющий глубокий и резонирующий тон.
Уже в первой песне мы
слышим как эффектны эти изменения (еще больше заметно в
репризе, когда Ринго пару тактов стучит в одиночестве, ну и конечно,
маракасы, без которых никуда). Его игра стала намного более роковой (в
сравнении с прежним мягким свингующим стилем), и бочка интригующе
отстукивает восьмые с точкой. Очень мощный саунд, хорошо сочетающийся с
агрессивными партиями гитары. Еще одна особенность этого альбома -
Ринго играет длинные брейки прямо посреди куплетов. Это не те брейки,
которых мы могли ждать от него, используемых как переход от одной части
песни к другой или для выделения ключевых фраз. Теперь брейки
стали дополнительным элементом аранжировки. В этом альбоме игра ударных
не ограничивается ритмической поддержкой, а создает дополнительную
текстуру. Не сказать, чтобы это явилось полной неожиданностью, мы уже
видели что-то подобное в "With the Beatles", но сейчас это более ярко
выражено.
Возьмем "Getting
Better" - Ринго играет уникальный рисунок в "хаф-тайме", резко выделяя
открытый хай-хэт и записав с наложением две партии малого барабана
(каждый раз с разной настройкой снэйра). Ударные хорошо вписываются в
аранжировку, контрастируя с отрывистыми партиями гитары. Но мне трудно
представить, чтобы в другой группе такая игра барабанов помогала
остальным участникам сохранять бит. В бридже он просто
постукивает по тарелке, а ритмика поддерживается дуэтом конги-хлопки. Я
читал, что Ринго не очень нравились эти сессии, поскольку ему
приходилось чувствовать себя в большей степени сессионным музыкантом,
чем членом группы. Часто он перезаписывал заново дорожку с барабанами
после того как все партии были записаны, и мне кажется, что такая
тщательная студийная работа вместо более фундаментального подхода могла
быть причиной его неудовлетворенности.
После всего сказанного
отметим, что он играет замечательные партии. "Being for the Benefit of
Mr. Kite" - здесь он создает саунд, напоминающий звучание циркового
оркестра, бочка лишена реверберации и звучит как большой басовый
барабан с колотушкой, хай-хэт звучит лишь на слабые доли, подчеркивая
маршевый характер композиции, а рабочий иногда выбивает дробь, как бы
объявляя гвоздь цирковой программы. Жаль, что там, где тема вальса, у
него теряется бит.
"When I'm Sixty-Four"
показывает, что Ринго поднабрался уверенности в игре щетками со времен
"A Taste of Honey". Линия рабочего барабана тщательно синкопирована -
довольно хитра - а еще больший фокус происходит, когда он переключается
на палочки и играет очень сложный рисунок 32-ми нотами райдом в
бриджах.
Конечно, не всегда все
чудесно. Ринго играет плотный "бэкбит" в "Lovely Rita", в то же время
применяя легкие штрихи - обратите внимание как он отстает от бита в
куплетах, затем несколько опережает его в последних двух тактах перед
рефреном. Он обнаруживает завидную сдержанность в ходе "придурковатой"
части в концовке - другие барабанщики могли бы пойти во всю ширь
ударной установки, он же, просто сохраняя ритм, позволяет прозвучать
этому достойному сожаления упражнению без особого вреда для барабанных
перепонок.
"Good Morning, Good
Morning" - еще одна головная боль для барабанщика. Размер меняется от
4/4 к 6/4 (или же это 5/5), но Ринго сглаживает ритмику,
играя рисунок в стиле соул на четыре четверти несмотря ни на
что. Он переключается на хай-хэт в бридже, и это хороший
способ разрядить атмосферу.
В одной из песен Ринго
демонстрирует, возможно, самый знаменитый пример
своей игры на ударных, он фактически создает новый стиль использования
ударных инструментов. В "A Day in the Life" он ломает все стереотипы,
его партия вообще не служит цели поддержания ритма, у него звучат одни
облигато, задуманные как противовес мелодии. Это могло быть ненормально
или восхитительно, но получилось попадание в десятку. Сами брейки
необычны по таймингу, между нотами много места, затем шквал на томах.
Красота звучания пластиков из телячьей кожи проявилась здесь особенно
ярко.
Работа Ринго в этом
альбоме не всегда была выдающейся - "Fixing a Hole" плохо записана (в
другой студии), есть случайные элементы, некоторые акценты расставлены
наобум, - но Ринго удалось создать новый мир игры на ударных, что стало
одним из нескольких достижений в рок-музыке, представленных
этим классическим альбомом.
Magical
Mystery Tour
Старый добрый ЛСД.
Хорошо для композиторов, наверное (не знаю, как вам песни типа "Blue
Jay Way" и "Baby, You're a Rich Man", - "I Am the Walrus", в
противоположность им, однозначно работа блестящего ума в своем
расцвете), но не так изумительно в том, что касается ударных. Есть
номера, где можно заподозрить, что Ринго не в
форме, а, по меньшей мере в одной песне игра барабанщика так плоха, что
этому нет извинений.
Титульная дорожка -
это ритмический "сумбур вместо музыки" ("dog's breakfast"), который
начинается с мощного бита в стиле "Sgt. Pepper", затем сползает в
бодрый рисунок тома-рабочего, потом - неряшливая середина с акцентами
хай-хэтом, где очень свободная тарелка замутняет весь микс.
Игра ударных могла быть связана с поспешным сочинительством
композиторов, но, мне кажется, ясная голова Ринго соединила
бы отдельные части воедино получше. Совсем дрянная
игра барабанов наблюдается в "Blue Jay Way" после второго куплета. Там
есть момент, когда он так заигрался с малым барабаном, что это нарушает
целостность композиции.
"Strawberry Fields
Forever" - еще одна неразбериха. Кажется, что Ринго играет
свою партию независимо от мелодии и аранжировки,
просто тыкается по всей ударной установке наудачу. В середине играется
звук задом наперед. Интересный саунд, но не способствует сохранению
ритма.
В целом, характер игры
на ударных в этом альбоме показывает, что Ринго был на шаг впереди
своих партнеров в том, чтобы упростить их музыку того времени. В
"Сержанте Пеппере" барабаны были ради барабанов, теперь иначе, Ринго в
основном сфокусирован на поддержании устойчивого бита, к которому
слегка добавляются специи в виде брейков.
Я уверен, что в этот период проявился тот поздний стиль Ринго, который
большинство ценителей музыки "Битлз" считают характерным для них.
Основными его чертами являются свингующий бэкбит, о котором мы так
много слышали, и уникальное использование брейков для создания
контрастов. Тайминг в игре Ринго просто неподражаем - даже
высокооплачиваемые сессионные гуру не смогли бы на таком же уровне
справиться с причудливой расстановкой его нот. Он начал играть проще, и
стало видно, насколько он вырос в техническом плане. В "All
You Need is Love", например, Ринго играет одну-единственную дробь в
своей карьере, при этом четко выдерживая размер 7/4, выстукивая мягкий
рисунок четвертными нотами.
"I Am the Walrus"
- хороший пример того, как развивался этот "классический"
стиль игры. Почти во всей песне он играет агрессивный бит
восьмыми, выделяя переходы между куплетами брейками малым барабаном.
Обратите внимание, вся песня играется без том-томов. Более того, он в
состоянии наложить еще партии рабочего, брейки и все остальное. Мне
больше всего нравится момент после второго куплета, когда все
замолкают, а Ринго дважды отстукивает по тарелке и выдает триоль
рабочим. Просто, но невероятно эффективно.
"Flying" -
еще один пример его сдержанности. Когда-то он, возможно, мог
переперчить инструментал, но здесь Ринго ограничивается спокойным
крещендо малым барабаном для перехода из куплета в куплет.
"Blue Jay Way" - здесь
элементы барокко и классики. Если забыть об
ошибке, упомянутой выше, то все остальное вполне на уровне. Все
начинается с грозного бита напольным томом, затем вскоре звучит
свинговый рисунок райдовой тарелки, акцентированный брейками большого
тома. В другой песне это могло прозвучать навязчиво, а здесь помогает
заполнить пространство, пустующее из-за долгих тянущихся аккордов
(интересно было бы сравнить этот нудноватый номер с подобными
монотонными треками на "Revolver" - думаю, здесь ему пришлось больше
заполнять пустоту и использовать тарелку, потому что ранние треки были
активнее мелодически).
"Magical Mystery Tour"
- не лучший момент в карьере Ринго, связан с использованием наркотиков.
Мудрым было избавление от них после
общения с Махариши. |