История альбома
«Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» стал первым альбомом, записанным The Beatles после того, как они завершили свою концертную деятельность и сконцентрировались на студийной работе (это произошло в 1966 году). У группы сразу появилось огромное количество свободного времени, которое можно было использовать для подготовки нового альбома. Поскольку The Beatles были главным источником прибыли компании EMI, им был предоставлен практически неограниченный доступ к возможностям студии «Эбби Роуд».
1966—1967 годы в целом стали переломными для The Beatles. Изменился имидж музыкантов — они отрастили усы и бороды, а Джон Леннон стал носить круглые очки. Расширился список музыкальных пристрастий членов группы — от простого рок-н-ролла, блюза и поп-музыки они пришли к многообразию стилей; в записях стали использоваться новые инструменты — орган Хаммонда, скрипка, кларнет, виолончель и многие другие, включая экзотические (ситар). Ансамбль стал использовать различные студийные эффекты звукозаписи. Изменилась тематика текстов песен. Члены группы попробовали себя в новом качестве: Леннон исполнил главную роль в фильме «Как я выиграл войну» (англ. How I Won the War), а Пол Маккартни написал музыку к другой киноленте — «Как скажет семья» (англ. The Family Way).
В 1966 году Маккартни услышал альбом «Pet Sounds» группы The Beach Boys, который произвёл на него глубочайшее впечатление. Тогда у Маккартни зародилась идея концепции будущей пластинки: он предложил как бы перевоплотиться в другую группу — Оркестр Сержанта Пеппера[6]. Это был период, когда Маккартни стал зачастую играть в группе бо́льшую роль, чем Леннон. Идея и концепция «Sgt. Pepper’s…» полностью принадлежала Маккартни — впервые за историю The Beatles обозначилось явное доминирование одного участника над остальными[6][7]. В то же время альбом называют последней студийной работой, над которой The Beatles работали все вместе, а не разрозненно: это отмечают Хантер Дэвис в книге «The Beatles. Авторизованная биография»[8] и Ринго Старр в своей автобиографии[9].
Люси в небе с алмазами (рисунок Джулиана Леннона)
Необычно долгий перерыв между выходом долгоиграющих пластинок The Beatles (последний студийный альбом «Revolver» вышел в августе 1966 года), в совокупности с прекращением ими концертной деятельности, вызывал всё более серьёзное недовольство у руководства EMI. Поэтому две песни, записанные на сессиях «Sgt. Pepper’s…» — «Strawberry Fields Forever» и «Penny Lane», — были выпущены в феврале 1967 года на сингле и не вошли в альбом (как и большинство песен с синглов 1963—1969 годов). Кроме того, не попала на пластинку записанная тогда же песня Джорджа Харрисона «Only a Northern Song» (она была позже использована в мультфильме «Жёлтая подводная лодка»).
Альбом записывался около трёх месяцев, для его создание потребовалось почти 700 часов студийной работы. Общие расходы составили 25 тысяч фунтов стерлингов.
Технические новшества
Все композиции «Sgt. Pepper’s…» были записаны на студии «Эбби Роуд» с использованием моно-, стерео- и четырёхдорожечных записывающих устройств. The Beatles записывали отдельные партии инструментов на разные дорожки, а потом эти записи сводились на один трек. Однако вследствие таких многократных наложений звуковых фрагментов возникала проблема усиления помех и постороннего шума, и «Sgt. Pepper’s…» стал одним из первых альбомов в мире, где была использована система шумопонижения Dolby NR. Работа осуществлялась при участии нового звукооператора группы Джеффа Имерика и постоянного звукорежиссёра The Beatles Джорджа Мартина.
Ещё одним техническим новшеством стала система ADT (англ. Automatic Double Tracking). Она позволяла осуществлять мгновенную дупликацию записываемого звука. Система была изобретена в 1966 году Кеном Таунсендом, инженером EMI, и «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» стал первым альбомом в мире, использовавшим данную технологию.
Немаловажным было и изменение скорости проигрывания отдельных инструментальных или вокальных партий. В этот период своего творчества The Beatles часто использовали подобный эффект. На «Sgt. Pepper’s…» ему нашлось применение, в частности, в песне «Lucy in the Sky With Diamonds», где замедлены некоторые участки записи инструментального сопровождения.
Та самая афиша "Бенефис Мистера Кайта"
Уже после записи альбома Джордж Мартин решил отказаться от традиционных трёхсекундных пауз между песнями, чтобы создать ощущение целостности пластинки: в результате этого, песня «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» переходит в «With a Little Help From My Friends»; «Good Morning, Good Morning» — в репризу заглавной композиции, а та, в свою очередь, в «A Day in the Life».
Меня все отговаривали, ссылаясь на то, что слушатель не сможет найти начало понравившейся песни. Я послал всех к черту и сказал: «Они будут слушать всю пластинку, с первой бороздки до канавки сбега на второй стороне».(Из воспоминаний Джорджа Мартина.[10])
Было на альбоме и необычное нововведение — в самом конце пластинки был помещён писк с частотой около 15 килогерц, «специально, чтобы раздражать вашу собаку» (этот звук отсутствовал на американском издании альбома 1967 года). Автором идеи был Леннон.
Различия между моно- и стерео-версиями
Альбом был выпущен одновременно в двух вариантах — моно и стерео, причём две версии значительно различаются между собой. Например, песня «She's Leaving Home» в стерео-миксе звучит медленнее, чем в моно, а «Lucy in the Sky With Diamonds», напротив, в стерео-версии — быстрее и содержит несколько дополнительных эффектов. Голос Маккартни в коде композиции «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band (Reprise)» хорошо слышен в моно, но практически неразличим в стерео. Петушиный крик в начале «Good Morning, Good Morning» в стерео-миксе несколько сдвинут по времени относительно моно. Больше эффектов использовано в концовке моно-версии песни «Being for the Benefit of Mr. Kite!»
Сейчас моно-версия альбома является раритетом, так как она уже давно не выпускается, а на компакт-диске выходил только стерео-микс.
Концепция альбома
К 1967 году участники ансамбля уже входили в число самых узнаваемых в мире персон, однако созданный ими образ молодых и остроумных баловней судьбы успел надоесть музыкантам. По словам Пола Маккартни, члены группы уже устали быть «битлами» и к началу работы над «Sgt. Pepper’s…» ощущали себя артистами, а не просто исполнителями песен[9].
Первым шагом к уходу от сложившегося имиджа стало радикальное изменение внешности. Вся четвёрка отрастила усы, бороды и бакенбарды, а аккуратные классические костюмы были сменены на разнообразные яркие облачения.
«Оркестр сержанта Пеппера» был придуман Маккартни для тех же целей — ему пришла в голову мысль, что метаморфоза поможет The Beatles раскрепоститься и освободиться от надоевшего образа[10].
Идея о том, что пластинка представлена не The Beatles, а другой группой, стала основной концепцией альбома. Ей подчинены порядок композиций (альбом начинается с заглавной песни — «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band», представляющей публике оркестр и её вымышленного лидера Билли Ширса) и обложка альбома (музыканты одеты в причудливые костюмы, а их восковые фигуры первой половины шестидесятых стоят в стороне).
Концепция получила своё продолжение в мультфильме «Жёлтая подводная лодка», где The Beatles и «Оркестр сержанта Пеппера» — не одно и то же, хотя «битлы» в конце мультфильма перевоплощаются в этот оркестр.