"Битлз" записали последний
альбом, они хотели уйти красиво, и Ринго
представил одну из лучших своих работ на пластинке "Abbey Road".
Поздравления звукоинженерам Джеффу Эмерику (Geoff Emerick) и Филу
Макдональду (Phil McDonald). Работая впервые с восьмидорожечной
фонограммой, они выделили для Ринго собственную дорожку в большинстве
песен, в результате прозрачность и "присутствие" (presence) ударных
инструментов достигли уровня современных записей.
Альбом открывается работой, в которой партия Ринго абсолютно непохожа
на все, что он делал раньше, она даже не имеет ничего общего с
мерсибитом! В "Come Together" мы обнаруживаем пару быстрых крэшей,
четыре ноты шестнадцатыми на хай-хэте и брейк на всех трех томах - это
все в начальном риффе. В куплете играется напольный том синкопами,
переходящий в одинокую бочку, ведущую бит до самого припева, где
впервые появляется малый барабан. Там есть еще впечатляющий брейк,
возникающий неожиданно перед самым соло, Тим Райли (Tim Riley) сказал,
что в этом месте у него перехватило дыхание, что само по себе является
хорошим описанием того, каким сюрпризом он явился.
В дальнейшем игра ударных более стандартна, но Ринго исполняет свои
партии с большой выдумкой, добавляя не очень заметные трюки почти ко
всему подряд.
"Something" - здесь он обходится абсолютно без хай-хэта в
первых двух куплетах - только бочка и рабочий, да еще несколько
фирменных брейков. В бридже звучит фантастически сложный рисунок
(возможно, запись с наложением?) с триолями на томах и хэте.
"Oh! Darling" и "Octopus's Garden" - ритмика стандартна, но в каждой
вещи есть по одному замечательному моменту - длинный
триольный брейк томом, переходящий в бридж в первой песне, и чудесный
рисунок том-тома в гитарном проигрыше во второй.
Даже "Maxwell's Silver Hammer", в которой можно было ожидать совсем
простого постукивания, все же имеет свою изюминку - бочка с аккуратным
хай-хэтом и оживленные брейки рабочим при переходе к припеву.
"I Want You" - Ринго играет модифицированный латинский бит, часть
рисунка делает том, правда, без свинга. В секции "She's so heavy" он
продолжает использовать райд, что, вероятно, является ошибкой. Открытый
хай-хэт, или даже напольный том мог бы лучше подчеркнуть "тяжелый"
характер этого фрагмента.
"Here Comes the Sun" - здесь уже Джордж применяет старый трюк Леннона с
переменой размера такта, но Ринго участвует в этом нестандартно. Когда
бридж переходит в 11/8, Ринго включает брейк рабочим и томом из семи
битов, и в точности повторяет его несколько раз. Это игра ударных из
прогрессив-рока, завернутая в привлекательную упаковку поп номера!
Обратите также внимание на деликатное звучание рабочего (настроенного
довольно высоко) в его исполнении.
В попурри звучит много интересного мелодически и гармонически, так что
Ринго принимает мудрое решение подчеркивать бэкбит в большинстве этих
номеров. В "Sun King" он играет интересные вставки и исполняет свою
партию в лиричной песне по-другому, чем, например, в "Michelle", теперь
у него очень слабо настроенная бочка и легко звучащие тарелки.
"Polythene Pam" звучит грубовато, особенно колотилово по том-тому перед
близко расположенными микрофонами - напоминает "Bow Wow Wow"!
(группа "новой волны", которая заимствовала африканские
ритмы).
Ринго принимает участие в том, чтобы склеить попурри в единое целое.
Многие брейки повторяются от одной песни к другой. Я проигрывал весь
альбом в случайном порядке, и оказалось, что переход от "Sun King" к
"Carry That Weight" прозвучал точно так же, как и обычно, когда она
переходит в "Mean Mr. Mustard". Характерные для Ринго брейки в "She
Came in Through the Bathroom Window" можно также найти в "Golden
Slumbers" (правда, помедленнее) и в самом конце попурри.
Ну и конечно, соло на ударных. Это единственное соло на барабанах,
которое мне хотелось послушать вновь. Причина: Ринго Старр знает, зачем
нужны барабанщики - держать ритм. Многие соло на ударных теряют ритм и
превращаются в беспорядочный перкуссионный шум. Если бы мне
был нужен беспорядочный грохочущий шум, я бы посетил штамповочный цех,
где-то расположенный в нашей местности. Если же я хочу услышать игру
барабанщика, то выбираю "Abbey Road". Ринго
настраивает бочку потуже и играет на томах то, что можно назвать
мелодией. Это просто увлекательно, как он увеличивает частоту брейков,
они становятся все быстрее и крещендо переходят в гитарную часть. Но
самое интересное впереди - затем он играет битломанский бит. Напомним,
о чем речь. Ринго Старр, возможно, не виртуоз, но когда мы слышим
надежный бит, который является основой хорошего рок'н'ролла, понятно,
что без Ринго никуда.
Past Masters
Эта коллекция охватывает совершенно разные периоды, так что невозможно
говорить об общем стиле, поэтому я просто отмечу наиболее
памятные моменты его игры.
"She Loves You" - типично битломанское исполнение, при этом в припеве
удачные синкопы, когда Ринго парой флэмов вносит контраст в общий
импульс группы. "I Feel Fine" - здесь замечательный латиноамериканский
ритм, переходящий с томов на райд, в данном случае исполняемый беллом (bell) для
большей яркости.
"Rain", по мнению многих, включая Ринго, его самая блестящая
работа. Подозреваю, что все зависит от того, что вы считаете
хорошей работой ударника. Если вы имеете в виду эффектные брейки,
которые размазывают вокалиста по звуковому полотну и прячут
местоположение сильных долей такта, это первоклассная работа. Если же
вам нужен прочный ритм, являющийся опорой аранжировки, и помогающий
развивать энергетический потенциал композиции в своем движении, то это
никуда не годный номер.
"Hey Jude" - отличное исполнение, но еще больше мне нравится следующая
история. Говорят, Ринго отлучился между дублями в уборную, а Пол забыл
о нем и начал петь. Ударнику пришлось тихо занять свое место в студии и
подхватить бит очень удачным брейком во втором куплете. Этот дубль и
был в итоге использован на диске!
"Don't Let Me Down" - Ринго применяет бритву Оккама по отношению к
ударным. Столкнувшись с очередным изменением размера такта, идущим от
Джона Леннона (припев начинается в 5/4), он просто решил не играть
ничего вообще. Все гениальное просто.
Anthology
По поводу этой коллекции мне сказать особо нечего, за исключением того,
что "Битлз" вполне справедливо избавились от Пита Беста. Игра Ринго,
поскольку почти всегда была записана "первым слоем", звучит в основном
так же, как и на официальных альбомах. Однако не могу пройти
мимо неверного использования слова, вынесенного в заголовок этой
подборки. Антология - это собрание ранее изданных работ. "1967-1970" -
это антология. "Anthology" - не антология. Более точное название этой
коллекции - "Ephemera" ("Эфемерное").
Заключение
Хотелось бы отметить, что было огромным счастьем внимательно
прослушивать все альбомы "Битлз" и писать эти заметки об игре на
ударных
Ринго. В качестве шутливой коды позвольте мне представить вам парочку
моих рейтингов, связанных с "Битлз" и не связанных с барабанами.
Десять лучших моментов в
песнях "Битлз"
- момент, когда
"Polythene Pam" перетекает в "She Came in Through the
Bathroom Window" ("oh look out" - guitar lick - "she came in through
the bathroom window…")