Четверг, 23.05.2019, 10:56
This Is Real Love - Что пишут?..

Главная | Мой профиль | Выход | Регистрация | Вход Здрасьте Вам,  Гость , красивый Вы наш! | Группа "Гости" | RSS

Меню сайта
Статьи
[15.01.2009]
All You Need is Love! В чем их загадка?
[04.07.2007]
Сотворение "Битлз". День первый.
[06.06.2004]
Пол Маккартни (Paul McCartney). Миф об успешности.
[05.06.2009]
Былина о попсе.
[14.06.2009]
Пол Маккартни (Paul McCartney).
[19.06.2009]
Кто такая Лэйла из песни Эрика Клэптона?
Категории
All about Beatles
Статьи, интервью, публикации об исследовании творчества.
Фанфики о Битлз! =)))
Фанфики различных категорий.
Проза о "Битлз" и Битлах.
Рассказы, повести, очерки и т.д.
Make Love, Not War & War Is Over
Peace and Love!
Балаболка
Что скачать?
[18.03.2009]
The Carefrees - We love You Beatles (1964). 
[16.04.2009]
Хантер Девис 
[19.06.2009]
Джон Леннон - Необъятновенное происшествие с Мисс Энн Даффилд. 
[14.01.2010]
О.Пирагс&П.Бюль-Бюль Оглы - Воспоминание о Beatles 
[16.04.2009]
БАМ 
Пытка утюгом
Какую степень Битломанства вы бы себе определили?
Всего ответов: 426
Статистика
Главная » Статьи » Битловское и Битломанское » All about Beatles

Битлы и их музыка (окончание).

Начало

АНАЛИЗ ФОРМ

 Как мы уже раньше указывали, в  гармоническом  отношении большое влияние на музыку Битлов имел  средневековый  хорал. Отсюда понятно, что его отражение мы находим и в форме песни Битлов.  В  популярной  музыке   привилась   и   значительно расширилась  симметрия  и  правильность.  Большинство  песен написаны  в  малой  форме,  состоящей  из  2-х  частей  типа A-A-B-A, причем, взаимные соотношения частей бывают  взаимно уравновешанными, например, самое частое число тактов  бывает в соотношении  8:8:8:8.  Эта  симметрия  и  уравновешенность является первой предпосылкой успеха новой песни, потому  что позволяет   ее   легко   запомнить.   Несимметричные   песни встречаются редко, песни самого  сложного  типа  и  песни  с нечетным  числом   тактов   шлягеровой   продукцией   обычно исключаются. Однако, если мы возьмем средневековые хоральные песни или "кантус фирмус"  полифонических  произведений,  то установим положение полностью противоположное.  У  хоральной мелодии  расчленение  на  такты   полностью   совпадает,   у средневекового "кантус фирмус"  обращает  на  себя  внимание стремление  к  асимметрии,   и   поэтому   нет   возможности правильного расчленения мелодической линии.  Именно  поэтому "кантус фирмус" имеет нечетное число тактов.

Хотя в произведениях Битлов мы и находим обычно  четное число  тактов,  но  это  число  бывает  разным:  кроме  8  и 16-тактовых частей мы обычно находим  10,  12,  14-тактовые, по-разному расширенные  предложения,  в  которых  разделение мелодии не всегда одинаковое. Возрастающая степень сложности проявляется преимущественно в асимметрии, иногда мы  находим окончание  музыкальной  фразы  с  нечетным  числом   тактов, однако, мелодия плывет в них  естественно  и  непринужденно. Возьмем, например, песню "It  Wan't  Be  Long"  с  пластинки "Meet the Beatles" (Пример 7).  После  8-тактового  нервного вступления   следует   спокойнейшая   мелодия,    образующая неправильный 7-тактовый период.  Введение  (1-е  три  такта) ведут мотив. Всякий "опытный  композитор"  дополнил  бы  4-й такт паузой (как  это  необходимо  сделать  по  правилам)  и возник бы правильный 8-тактовый период, обычный в этом  типе музыки. Это  почти  "обязательная  форма"  правильности  для Битлов,  однако,  не  подходит.  В   этом   случае   большое эмоциональное напряжение, потому что после добавления  такта для проведения музыкальной фразы в  порядок,  она  бы  имела тенденцию   распасться   на   2    самостоятельные    фразы. Мелодическое   течение    неправильном    периоде    намного естественней и непринужденней.

Очень интересна также песня  "If  I  Fell"  из  альбома "Hard Day's Night" (Пример 8). Первые 21  такт  представляют из себя 2 периода, ее первая  часть  (1-й  период)  написана симметрично,  причем  1-я  часть  периода  и  заключение сливаются и расширены 2-тактовой  вставкой  (прима  вольта).Однако, 2 период расширен совершенно неправильной 1-тактовой вставкой (секунда  вольта),  содержащей  тонический  ноновый аккорд  (это   совершенно   необычное   заключение).   Самое необычное во всем произведении то, что оно звучит совершенно естественно, очевидно, эту неправильность мы  совершенно  не замечаем  на  слух,  а  обнаружим  ее   лишь   при   разборе записанного материала. Эта неправильность  во  вступлении  к песне опять окажется на другом месте и таким образом укажет, что асимметрия является музыкальным  вкусом  и  особенностью Битлов. Мы могли бы привести еще ряд примеров, документально подтверждающих это утверждение. Однако, надо  полагать,  что сосредоточенное   слушание   приведенных   здесь    примеров полностью  показательно  и  что,  те,  кто  имеет  доступ  к материалу и подлинный интерес  к  нему,  смогут  сами  найти дальнейшие примеры.

Здесь статью  о  Битлах  можно  было  бы  и  закончить. Однако, до того, как рукопись была отдана в набор, в продажу поступила  новая  грампластинка  под   названием   "Sergeant Pepper's  Lonely  Hearths  Club  Band".   Уже   при   первом прослушивании стало ясно, что  эта  пластинка  -  выдающийся шедевр на творческом пути Битлов  и  что  при  благоприятных условиях  после  альбома  "Револьвер"  Битлы   в   состоянии вызывать  все  новое  и  новое   восхищение.   Для   полноты необходимо  остановиться  еще  и  на  том,  потому  что  оно знаменательно не только как развитие начатого, но и принесло ряд новых моментов в творчестве  Битлов.  Интерес  пластинка представляет еще и потому, что она как бы  подтверждает  и опровергает  наши  прежние  заключения.   Однако,   ситуация гораздо сложнее, чем просто  предположим  сказать  "да"  или "нет". Битлы все еще развиваются, и, мне кажется, что всякие окончательные и ограничивающие заключения об их музыке могут быть их  следующей  пластинкой  опровергнуты.  Их  последний альбом самый неоднородный и самый богатый из всех предыдущих пластинок.

 "She's Leaving Home"    
mixol F    
Vocal

 Здесь мы опять встречаемся с  духовым  оркестром  ("Sgt Pepper's Lonely Hearths Club Band"), со смычковым  квартетом ("She's Seawing Home"), с индийскими инструментами  ("Within You"), со звуковыми трюками (кукареканье петуха и рев скота в "Yood  Morning"),  с  техническими  помехами,  близкими  к электронной музыке ("A Day In the Life"), однако,  здесь  мы найдем  и  применение  камерного  трио:   два   кларнета   и бас-кларнет  в  песне  "When  I'm  Sixty  Four",   вносящего некоторые элементы   свинга    (по    крайней    мере    в акком-панименте).

Однако, в настоящее время мы можем  уверенно  следовать обычным заключениям, к которым мы пришли раньше и которые на этой пластинке  снова  подтверждаются.  Формовая  асимметрия оказывается очень  частой.  Например,  в  произведении  "Sgt Pepper's ..."  5-тактовое  интермецо  духовых  и  8-тактовая вокальная фраза при повторении расширены до  девяти  тактов. Своеобразная форма и у песни "Lucy in the Sky". Первая часть состоит из 2-х периодов их размер выражен в числе тактов  - 9:10:8:5.

"Within You"

 Что речь идет не о  случайности, а  о  преднамеренности, подчеркивает  точное  повторение  обоих  периодов   целиком. Причем, ее целостность определено  и  логикой,  мотивирующей работу  в  рамках  отдельных  музыкальных  фраз   (составных частей). Песня "She's Seaving Home"  имеет  размер  (8:8:8). 8:10:8 и это целое, несколько раз без изменения повторяется. Очень интересна песня по своему мелодическому материалу.  Ее 1-я часть создает комбинацию мелодической моды в Фа  (пение) и мажорной моды Ре (виолончель).

 Однако,  во  всех  отношениях  еще   интереснее   песня Харисcона "Within  You". Общее  звуковое  впечатление  гораздо больше напоминает индийскую музыку,  чем  раннее  творчество Битлов. Однако, речь идет  не  о  поверхностном  подражании. Применяемые  здесь  оригинальные  инструменты  и   вокальная обработка  способствуют  как  проявлению  тона   творчества Битлов,  так  и  интонации,   и   мелодическому   орнаменту. Мелодический материал хотя и создан  михииндийской  модой  в C is, однако, сильно  подчеркивается  полутоновая  пентатоника (E is, F is, G is, H, C is). Очень интересна их последняя  работа с   мотивом,   особенно   его   ритмической   части.   Часто просачиваются  индийские  ритмы,  характерные  неправильными периодами и размерами отдельных частей;  этот  факт  особенно заметен во второй части  произведения.  В  некоторых  местах вокалу создана характерная обертка.  Однако,  впечатление  в целом очень сильное.

Вполне оправданной кажется и текстовая  часть,  которая очень необычна и трудна для понимания. Эксцентрична также  и обложка  пластинки:  все  4  Битла  в  исторических  военных мундирах, рядом одна из фигур представляет тряпичную куклу - ребенка, на которой написано "Welcome the  Rolling  Stones". На титульной стороне обертки мы узнаем фотографии  манекенов знаменитых личностей из прославленного музея восковых  фигур мадам "Tussauds" в Лондоне - эти личности как бы выстроились вместе с  Битлами к  какому-то  торжественному  акту.  В  ряде сложно скомпонованных мест на пластинке как бы оживает  смех большой группы людей. Непонятно, над кем  и  почему  смеются Битлы. Их последние пластинки совершенно одинаковы, как  два предыдущих явления, приносящие музыку, пользующуюся  большим спросом,  и  можно  предположить,   что   их   смех   вызван воображением, как их музыка будет шокировать массы  публики. Во всяком случае ясно,  что  Битлы  как  и  вся  современная музыка стоят на пороге  новых  открытий.  Однако,  ответить, куда поведет их  дорога,  не  способен  даже  самый  большой фантаст.

Перевод с польского языка: В.Я.Вохминцев.



Источник: http://archives.kgsu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=68&Itemid=2
Категория: All about Beatles | Добавил: JWL (10.06.2009)
Просмотров: 1614 | Теги: битлы, Битлз, музыка Битлз, Beatles
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Фотоальбомы
Теги
Периодика
Группа "Гости" не имеет право просмотра модуля
Друзья сайта
  • Радио "Битлз"
  • BEATLES NEWS
  • Liverpool Echo
  • Click Liverpool
  • BBC Liverpool
  • The Internet Beatles Album
  • The Beatles Never Broke Up
  • Visit Abbey Road
  • Merry Crimble
  • John Lennon Tribute
  • MaccaBlog
  • TheBeatleSource
  • Hard Day's Night Parties
  • "The Beatles Cafe"
  • Hard Rock Cafe
  • Beatles Online
  • The Beatles In My Life
  • Bagism
  • I Am The Beatles
  • The U.S. VS John Lennon
  • Abbey Road on the River
  • The Beatles Bible
  • Stuart Sutcliffe Estate
  • BlueBeat
  • Это полезно
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019