Вторник, 24.12.2024, 22:46
This Is Real Love - Что пишут?..

Главная | Мой профиль | Выход | Регистрация | Вход Здрасьте Вам,  Гость , красивый Вы наш! | Группа "Гости" | RSS

Меню сайта
Статьи
[10.06.2008]
Почему Синтия Пауэлл не бросала Джона Леннона?
[14.06.2009]
Beatles and London.
[23.01.2010]
Klaus Voormann. When they were Fab.
[30.09.2008]
Брайан Эпстайн, менеджер "Битлз".
[12.12.2005]
Нью-Йорк Джона Леннона.
[12.11.2009]
Патти Бойд: Великая жена.
Категории
All about Beatles
Статьи, интервью, публикации об исследовании творчества.
Фанфики о Битлз! =)))
Фанфики различных категорий.
Проза о "Битлз" и Битлах.
Рассказы, повести, очерки и т.д.
Make Love, Not War & War Is Over
Peace and Love!
Балаболка
Что скачать?
[20.05.2009]
Джордж Харрисон: Русский взгляд. 
[16.04.2009]
Эра - Амено 
[10.09.2009]
Пьеса о Джоне Ленноне. Кира Малинина - "LENN_ON". 
[20.05.2009]
"Битлз". Жизнь и песни. 
[07.05.2009]
Шейла Кэйвен - Коммуна хиппи в Хейте. 
Пытка утюгом
Какую степень Битломанства вы бы себе определили?
Всего ответов: 438
Статистика
Главная » Статьи » Битловское и Битломанское » All about Beatles

Иван Бодхитхарма: «БИТЛЗ! БИТЛЗ! БИТЛЗ!!!!» (Окончание).

"Сержант" уж давным-давно дедушка. "Дед" - в терминологии воинов нашей "непобедимой и легендарной". Но этот переживший все и вся настоящий "сверхсрочник", в отличие от туповатых армейских "дедов", учит нынешних рок-салажат не жестокости и насилию, а доброте и любви. Было бы желание.

Но не всегда наши желания совпадают с нашими возможностями. "You can’t always get what you want", как поют ROLLING STONES. И зачем я ввязался в это заведомо провальное предприятие - "налудить" роскошную статью, посвященную сорокалетию выхода альбома "Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band"? Лучше Курта Лодера, Дерека Тэйлора и Тони Палмера все равно не напишешь и ничего нового не скажешь. И потом - эпиграф этот, да простит меня автор за то, что по невежеству не смог я упомянуть здесь его славного имени, смущает и покоя не дает. Уж больно хорош! Я давно заметил, что приводимый в начале романа, повести, статьи или какого-нибудь другого литературного труда эпиграф зачастую оказывается весомее, ценнее и значительнее того, что с высунутым от усердия языком накарябано автором опуса ниже чужой лаконичной мудрости. Как говорится, остальное можно не читать.

Короче, картридж опустел или засох - пора завязывать. Устал я долбить по клавиатуре - I’ve got blisters on my fingers!
Конец - делу венец. В стародавние времена на Святой Руси по окончании возведения новой избенки (а рубили избы в основном из сосновых бревен) плотники устраивали потеху: кто выше всех сделает на стене свежесрубленного дома пометку собственной струей. Говорят, абсолютный рекорд - где-то в районе седьмого-восьмого венца.

Мне такие высоты плотницкого мастерства и не снились - даже после лошадиной дозы ЛСД. Super anus non kankanus, что в вольном переводе со старорусского означает: выше головы не прыгнешь. К тому же я, как и Ринго Старр, особенно люблю у Бетховена его стихи и, как и Пол Маккартни, до сих пор не владею нотной грамотой. Значит, надобно передать эстафету специалисту, что я сейчас и сделаю, повторив фортель, финт или уловку Дерека Тэйлора.

В свое время битловский пресс-агент Дерек Тэйлор поленился либо не захотел либо не счел нужным написать аннотацию к битловскому альбому "Yellow Submarine", и вместо нее на обратной стороне конверта поместили рецензию журналиста лондонской газеты "Обсервер" Тони Палмера на двойной альбом "The Beatles". Так что это еще не совсем конец - далее Вас, уважаемые битломаны, ожидает посвященная музыке БИТЛЗ статья из чехословацкого журнала "Melodie" ("Мелодия") , напечатанная в том самом-самом хипповом и самом-самом психоделическом 1967 году. В чешском я разбираюсь как хряк в померанцах, поэтому заранее приношу извинения за неточности и ошибки перевода, которые, надеюсь, не исказят общего смысла статьи. Чешский язык мне очень нравится - настолько он мягок, интеллигентен и приятен на слух. Благозвучен то есть. 

Но большое сходство близких славянских языков - чешского и русского - может сыграть с неопытным толмачем злую шутку, и даже не одну.
Так, в процессе своего дилетантского перетолмачивания журнальной статьи я попутно узнал, что выражение "падло с быдлом на пловидле" в переводе с чешского означает всего лишь "статный парень с веслом на лодке", под "вонявкой" подразумеваются женские духи (помните старую добрую "Красную Москву"?) , а фразочка "доконали тварь" переводится как "совершенное творение". Мое же творение несовершенно, но я надеюсь, Вы все-таки пощадите присвоившую себе статус битломана неразумную Божью тварь, досрочно разродившуюся статьей, посвященной сорокалетнему юбилею любимого "Сержанта". Что ж, весеннее обострение еще и не на такие авантюры сподвигнет.

А теперь отвернитесь от дилетанта и обратите взоры на статью профессионала из чехословацкого журнала "Мелодия".
Enter!

БИТЛЗ И ИХ МУЗЫКА
Милослав Носал
(Окончание)


АНАЛИЗ ФОРМЫ.


Как мы уже ранее отмечали, на гармоническую сторону музыки БИТЛЗ оказал большое влияние средневековый хорал. Поэтому становится понятно, что его влияние отразилось и на форме песен БИТЛЗ. В популярной музыке укоренилась и получила широкое распространение симметрия и правильность. Большинство песен написано в малой двудольной песенной форме типа а: a: b: a, причем взаимное соотношение тактов бывает сбалансировано, например, наиболее часто встречается число тактов в пропорции 8:8: 8:8. Подобная симметрия и сбалансированность является первейшей предпосылкой успеха новой песни, потому что позволяет ее легко запомнить.
Песни асимметричные встречаются редко - преимущественно в сложных претенциозных формах (вроде французского шансона) , а песни с нечетным числом тактов среди обычной массовой шлягерной продукции почти не попадаются и являются скорее исключением. Зато когда мы обратим взор на средневековые хоральные мелодии или полифонический cantus firmus, то увидим совершенно обратную картину. В хоральной мелодии членение на такты полностью отсутствует, а у средневекового cantus firmus наблюдается тенденция к асимметричности и невозможности правильной разбивки мелодической линии. Причиной этого является нечетное число тактов в песенной средневековой форме cantus firmus.

[Cantus firmus (латинское) означает "постоянный, неизменный, устойчивый напев". Так называется ведущая мелодия в полифоническом многоголосии XIII-го - 1-ой половины XVIII-го века. Обычно заимствовалась из григорианского пения. С XV-го века использовались светские песни, позднее - протестантский хорал.] (Примечание переводчика.)

И хотя в композициях БИТЛЗ мы обычно находим правильное число тактов в отдельных фрагментах, но это число бывает разным: наряду с 8 и 16-тактовыми фрагментами обнаруживаются и 10, и 12, и 14-тактовые, а также различные расширенные части, в которых членение мелодии не самое простое. Возрастающая степень сложности проявляет себя большей асимметрией, а иногда мы находим даже музыкальные фразы с нечетным числом тактов, в которых, тем не менее, мелодия льется весьма естественно и непринужденно. Возьмем, например, песню "It Won’t Be Long" с диска "Meet The Beatles". За восьмитактовым нервным (эмоциональным) вступлением следует более спокойная унисонная мелодия, сформированная семитактовым неправильным периодом. Вступление (первые три такта) задает мотив. Каждый "искушенный сочинитель" дополнил бы четвертый такт паузой (как положено правилами) - и получился бы симметричный восьмитактовый период, обычный в таком типе музыки.

[Пауза (от греческого pausis) - прекращение, остановка. В музыке - перерыв в звучании одного, нескольких или всех голосов музыкального сочинения; знак в нотном письме, обозначающий этот перерыв.] (Примечание переводчика.)
Однако, благодаря БИТЛЗ, это почти "обязательное правило", объявляется недействительным. В этом случае битлам очень помогает эстетическая и музыкальная интуиция, потому что при добавлении еще одного такта к трем тактам вступления период обнаружил бы стремление к распаду на две самостоятельные, независимые части. Течение же мелодии в неправильном периоде выглядит гораздо естественнее и плавнее.

Очень интересной является также песня "If I Fell" из альбома "A Hard Day’s Night". 21 такт начала представляет собой двойной период. Его первая часть - первый период - сделана симметричной, причем вступление и окончание совпадают, а период расширен двухтактовой вставкой (prima volta) . Однако второй период расширен совершенно неправильной однотактовой вставкой (secunda volta) , содержащей тонический нона-аккорд (то есть имеем здесь довольно необычный финал!) . Самым поразительным в этой композиции является то, что она звучит совершенно естественно, натурально, и эти неправильности, неравномерности вообще не ощущаются на слух (если, конечно, внимание слушающего не занято подсчетом тактов) и выявляются только при разборе записанного материала.

[Термины prima volta и secunda volta обозначают интервалы. Интервал (от латинского intervallum) - промежуток, расстояние. В музыке - соотношение двух звуков по высоте. Если звуки берутся поочередно, интервал называется мелодическим, если одновременно - гармоническим. Названия интервала - латинские порядковые числительные (указывают, сколько ступеней входит в интервал): прима (1) , малая и большая секунды (2) и так далее.] (Примечание переводчика.)

Подобная неправильность данной композиции повторяется снова в других вещах и наглядно демонстрирует, что асимметричность не просто свойственна музыке БИТЛЗ, но и является их фирменным знаком, "личным клеймом". Мы могли бы привести еще целый ряд дальнейших примеров, документально подтверждающих это утверждение. Однако можно полагать, что приведенных указаний вполне достаточно, а тот, кто имеет доступ к материалу и заинтересовался этим анализом, и сам легко найдет новые примеры.

Первоначально предполагалось, что на этом месте статья о музыке БИТЛЗ будет закончена. Но уже после сдачи рукописи в редакцию поступил в продажу новый долгоиграющий диск с названием "Sergeant Pepper’s Lonely Hearts Club Band" (Parlophone PMC 7027) . Уже во время первого прослушивания стало ясно, что этот диск представляет собой знаменательную веху на творческом пути БИТЛЗ, являясь еще одним шагом вперед по сравнению с альбомом "Revolver" и заявкой на то, что в будущем битлы могут преподнести нам новые сюрпризы. Благодаря своей полноте и разнообразию он является не только повторением и воспроизведением прежних находок или дальнейшим развитием изобретенного ранее, но и привлекает рядом новых моментов в творчестве БИТЛЗ.

Интересно ответить на вопрос: подтверждает или опровергает этот диск наши предыдущие умозаключения и выводы? Ведь ситуация с их музыкой значительно сложнее, чтобы мы ничтоже сумняшеся могли ответить "да" или "нет". БИТЛЗ стали еще более продвинутыми в музыкальном отношении, и похоже на то, что каждое окончательное и категорическое суждение об их музыке может быть опровергнуто следующей пластинкой. Их последний альбом является самым выразительным и богатым из всех доныне выпущенных дисков. Встречаемся здесь опять с духовой секцией ("Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band") , со струнным квартетом ("She’s Leaving Home") , с индийскими инструментами ("Within You Without You") , со звуковыми трюками (кукаренье петуха либо квохтанье курицы и голоса домашних животных в "Good Morning, Good Morning") , с техникой звукового микширования, близкой приемам электронной музыки ("A Day In The Life") , а также находим камерное трио двух кларнетов и бас-кларнета в песне "When I’m Sixty Four", привносящее в эту композицю некоторые элементы свинга (по крайней мере в аккомпанемент) .

В то же время можно наблюдать правильность некоторых выводов, к которым мы пришли ранее и которые снова подтверждаются композициями этой пластинки. Асимметрия формы здесь проявляется довольно часто. Например, в композиции "Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band" имеется 5-тактовый "проигрыш" духовой секции и 8-тактовая вокальная фраза, которая при повторении расширена до девяти тактов. Оригинальную форму имеет песня "Lucy In The Sky With Diamonds". Ее первая часть представлена двойным периодом, ее размер (выраженный в количестве тактов) следующий - 9:10:8: 5. Не могу себе представить, чтобы подобная схема возникла случайно, скорее это сделано намеренно, потому что имеем здесь безошибочно точное повторение целого двойного периода.

При этом, однако, единство первой части обусловлено логикой практики мелодизма в пределах отдельных фраз (компонентов) . Песня "She’s Leaving Home" имеет размер [: 8:8: ] 8:10:1, и данная "единица" несколько раз без изменения повторяется. Песня очень интересна и своим мелодическим материалом. Ее первая часть создана комбинацией лидийского лада от F (вокал) и дорийского лада от D (виолончель) .
[Древнегреческие лады - система мелодических ладов в музыке античной Греции. Все древнегреческие лады образовались из 3 диатонических тетрахордов - дорийского, фригийского и лидийского.] (Примечание переводчика.)

Во всех отношениях наиболее интересной является песня Джорджа Харрисона "Within You Without You". Общее звуковое впечатление от нее таково, что, кажется, мы слушаем индийскую музыку, нежели прежние творения БИТЛЗ (это касается и вокала, который, как и везде, очень характерен) . Однако здесь мы имеем дело отнюдь не с поверхностным подражанием индийским напевам. Оригинальные инструменты и вокальный компонент тщательно подогнаны друг к другу и находятся в совершенной гармонии: это проявляется как в образовании звука, так и в интонации, а главным образом в мелодической орнаментовке ("узорчатости") композиции. Хотя мелодический материал создан лидийским ладом от Cis, он довольно сильно оттеняется, подчеркивается полутонической пентатоникой (Eis, Fis, Gis, H, Cis) .

[Пентатоника (от греческого pente - пять и tonos - тон) - звуковая система, содержащая 5 звуков. Функции главного тона в пентатонике может выполнять любой из 5 звуков. Встречается в старинных песнях многих народов.] (Примечание переводчика.)

Впрочем, очень интересно и ведение мотива и особенно ритмический компонент. Композицию пронизывают сильные индийские ритмы (например, рагавадхарна либо синхавикридита) , отличающиеся неправильными звуковыми интервалами и диминуцией отдельных фрагментов.

[Звукоряд основного типа пентатоники - бесполутоновый, или ангемитонный (с интервалами между соседними звуками в 1 и 11/2 тона.] (Примечание переводчика.)

Это особенно хорошо заметно в другой части композиции (в инструментальной импровизации на главную музыкальную тему) . В некоторых местах мы слышим вокал, облеченный в весьма непривычную форму. Точное содержание этого вокала зачастую невозможно адекватно записать в нотах. Зато полученное от него впечатление очень сильно.
На этом мы завершаем текстовую часть, которая не слишком доходчива и понятна (понимание изложения, кажется, затруднено, текст напоминает экстравагантные выкрутасы дадаистов) .

[Дадаизм (французское dadaisme - от dada - конек, деревянная лошадка; детский лепет,) - авангардистское литературно-художественное течение в 1916-1922 годах.] (Примечание переводчика.)

Конверт пластинки тоже экстравагантен: все четверо битлов облачены в исторические военные мундиры, а одна из фигур, представляющая собой тряпичную куклу ребенка, имеет на майке надпись: Welcome The Rolling Stones. На титульной стороне конверта мы узнаем портреты известных людей (Мэрилин Монро, Карл Маркс, Стэн Лорел и много других) из знаменитого лондонского музея восковых фигур мадам Тюссо. Эти персоны как бы собрались вместе с битлами на какое-то благотворительное (?) мероприятие.

В ряде замысловатых мест с пластинки неожиданно раздается смех большой группы людей. Не совсем ясно, над кем смеются битлы. Их последняя пластинка, как и две предыдущие, преподносит нам весьма сложную музыку, и можно предположить, что этот смех вызван представлением, воображением того, как их новейший альбом будет шокировать массовую публику. В любом случае ясно, что БИТЛЗ, как и вся современная поп-музыка, стоят на пороге новых возможностей. Но дать ответ на вопрос, куда эта новая дорога приведет, не способен даже самый прозорливый фантаст.


Источник: http://www.thejournal.ru/IvanBodhitharma/BitlzBitlzBitlz.html
Категория: All about Beatles | Добавил: JWL (13.05.2007)
Просмотров: 16330 | Теги: Beatles, битлы, Sergeant Pepper’s Lonely Hearts Clu, Сержант, Битлз
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Фотоальбомы
Теги
Периодика
Группа "Гости" не имеет право просмотра модуля
Друзья сайта
  • Радио "Битлз"
  • BEATLES NEWS
  • Liverpool Echo
  • Click Liverpool
  • BBC Liverpool
  • The Internet Beatles Album
  • The Beatles Never Broke Up
  • Visit Abbey Road
  • Merry Crimble
  • John Lennon Tribute
  • MaccaBlog
  • TheBeatleSource
  • Hard Day's Night Parties
  • "The Beatles Cafe"
  • Hard Rock Cafe
  • Beatles Online
  • The Beatles In My Life
  • Bagism
  • I Am The Beatles
  • The U.S. VS John Lennon
  • Abbey Road on the River
  • The Beatles Bible
  • Stuart Sutcliffe Estate
  • BlueBeat
  • Это полезно
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024