В эти дни армия битломанов чтит память самого скромного и
самого загадочного из ливерпульской четверки, умершего четыре года
назад. Своим парадоксальным прозвищем «Тихий битл» Джордж Харрисон
обязан восточной философии и культуре. То, что поначалу было для него
лишь увлечением, с годами стало мировоззрением. Свой прах музыкант
завещал развеять над священной рекой Ганг. Доктор филологических наук,
профессор МГУ Наталья САЗАНОВА в начале 70-х не только общалась с
Харрисоном в Индии, но и обучала его языку хинди. «Я был чрезвычайно
счастлив познакомиться с вами. Вы произвели на меня колоссальное
впечатление», - написал в дневнике учительницы благодарный ученик.
- Юмор ситуации, - вспоминает Наталья Михайловна, - в том, что я не
знала, кто такой Харрисон, как, впрочем, и что такое «Битлз». Передо
мной был очень обаятельный молодой человек, он постоянно ходил к своему
духовному наставнику Шри Шриле Прабхупаде, занимался музицированием. У
меня же во Вриндаване (священном для индуистов и буддистов городе. -
«НИ») были свои дела. И лишь когда я вернулась в Москву и показала в
МГУ студентам привезенные фотографии, один мальчик вдруг закричал:
«Боже мой, да это Харрисон!» Узнав, что на одном из концертов он
посвятил мне песню, ребята пришли в экстаз. После этого я начала
слушать музыку «Битлз» - и вновь убедилась, насколько Джордж талантлив.
Потом он прислал мне в подарок книжку о Кришне со своим предисловием...
- Это предисловие заканчивается словами, которые знают все
битломаны: Give peace a chance! All you need is love! - «Дайте миру
шанс! Все, что вам нужно, - это любовь!» Наталья Михайловна, а кто вас
познакомил с Джорджем?
- Он появился во Вриндаване с Рави Шанкаром, у которого учился
игре на ситаре. Рави представил нас друг другу без каких-то
комментариев. На Джордже был американский клетчатый пиджак, а снизу
индийская хламида, волосы завязаны сзади в хвост. Мы с Шанкаром
общались на хинди, Харрисон при этом не понимал ни слова. Вот он и
обратился ко мне с просьбой дать ему несколько уроков.
- Харрисон был способным учеником?
- У него же был абсолютный слух. Он учил хинди недолго - мои
студенты изучают язык шесть лет, а наши занятия длились месяца четыре,
и то нерегулярно. Но разговорный язык Джордж схватывал на лету. Ему
ничего не стоило запомнить какой-нибудь бхаджан (духовное песнопение. -
«НИ») и тут же его исполнить. Я была свидетелем того, как быстро он
освоил такой непростой инструмент, как вина, и, пораженная, спросила:
«Джордж, а вы вообще-то чем занимаетесь?» Харрисон ужасно смутился - к
тому времени его известность во всем мире достигла апогея. «Вообще-то я
профессиональный музыкант», - ответил Джордж, на что я заметила: «Оно и
видно, хорошо играете». Рави Шанкар на это лишь усмехнулся. Я же как ни
в чем не бывало добавила, что раз Джордж музыкант, пусть нам концерты
дает. И он согласился! Один из концертов, который они с Шанкаром
устроили для нескольких друзей, в том числе и меня, лунной ночью в
безлюдном месте на берегу реки Ямуны, был просто потрясающим. Они
играли втроем - Шанкар, Харрисон и какой-то индийский флейтист, - и
ничего подобного я не слышала.
- И никто эти концерты не записывал?
- Нет, конечно. Магнитофоны были еще редкостью. Сегодня я очень
жалею, что у меня в то время не было всех этих устройств. Единственное,
что осталось, - фотослайды.
- Насколько серьезно Харрисон, осваивая игру на индийских инструментах, интересовался восточной философией?
- Мы никак не могли в разговорах с ним обойти философию, я же
занималась кришнаитским бхакти (религиозное течение, провозглашающее
равенство всех, а не только индийцев, перед Богом. - «НИ»). Я, как
могла, разъясняла Джорджу связь музыки с бхакти, говорила, что,
поскольку все в мире связано, не может существовать текст отдельно и
музыка отдельно. Не знаю, много ли он книг по индийской философии
прочитал, но с «Бхагавад Гитой», по крайней мере, был основательно
знаком. У него был не праздный или прикладной интерес к индийской
духовности - например, я видела, как он читал на четках мантры,
медитировал. Ну и, потом, он постоянно общался со Шрилой Прабхупадой.
Не раз я присутствовала при их встречах и могу сказать, что Джордж
всегда очень внимательно слушал, что говорил ему гуру.
- Наталья Михайловна, согласны ли вы с тем, что активный
интерес к Востоку, наблюдаемый в последние десятилетия, - «мода для
умников», разочаровавшихся в христианстве? Еще говорят, что, не
возникни в конце 60-х движения хиппи, не будь Харрисона - и никакого
интереса бы не было.
- Нет, интерес существовал всегда. Индия с древних времен
считалась страной чудес, но закрытой для Запада. В двадцатом веке
ситуация изменилась. Мне кажется вполне естественным, что в наше время
люди ищут новый духовный опыт, которым Индия во все времена была
богата. Другое дело, что кастовая система не позволяла перейти в
индуизм тем, кто родился не индусом. Но сегодняшние религиозные
движения, такие как кришнаизм, позволяют и западным людям приобщиться к
древним духовным ценностям. А то, что в этом какую-то роль сыграл
Джордж, - разве написанные им песни дают основания усомниться в
искренности?
Дата публикации: 04.12.2005