Help!
Когда "Битлз" оценили все значение студийных записей как ценностей,
независимых от концертных выступлений, все более заметным становится
стремление Ринго усовершенствовать текстуру ударных. Единственным
примером старого битломанского стиля является "Dizzy Miss Lizzie",
которую, похоже, добавили к остальным песням не очень долго думая .
Кое-где наложения ухудшают прозрачность его партии. Особенно в "It's
Only Love", где Ринго играет уникальный синкопированный
рисунок. В "I Need You" дела так плохи, кажется, что ему
пришлось записать рабочий с наложением. "Tell Me What You See" до
крайности переполнена латиноамериканской перкуссией, но у него есть
пара брейков, из которых видно, что линия ударных ведет простой
рок-ритм, но бочка очень низко настроена в подражание
латиноамериканскому звучанию.
В других номерах новинки в игре Ринго хорошо слышны. Взять заглавную
песню - в интродукции играется открытый хай-хэт в "хаф-тайме" (half
time - вариация в ритмическом рисунке, когда отдельные ноты
пропускаются, звучит "половинный" грув в том же темпе), затем
брейк рабочим, переводящий в классический "битломанский" ритм в
куплете, наконец, рисунок райдом (ride). Все это происходит так, что
ваше внимание не отвлекается от вокала.
Наиболее известна, естественно, игра ударных в "Ticket to Ride" с
прекрасно синкопированной линией томов, гладко перетекающей в бридже в
рисунок на четные доли (backbeat). Я советую посмотреть книгу Тима
Райли (Tim Riley "Tell Me Why"), где имеется глубокий анализ этой
конкретной ритмической линии. А также смотрите на сайте
http://www.rathergood.com/chicken.swf редкое видео (со звуком)
четверки, исполняющей раннюю версию этой песни.
В других песнях Ринго начал пользоваться новым рисунком закрытого
хай-хэта, который позволил гитарам и клавишным лучше читаться в миксе.
Это не классический "backbeat", в нем есть намек на свинг. Этому стилю
он останется верен во всей последующей битловской карьере. Хороший
пример - "You're Gonna Lose That Girl". Ринго пытается
модифицировать его в сторону шаффла (shuffle) в "You Like Me
Too Much" , но здесь, скорее всего, простой рисунок рабочего был бы
лучше.
Опять кантри-тустеп, прежде всего в "Act Naturally", и еще в "Another
Girl". "The Night Before" - латиноамериканский ритм
как эпизод в бридже совсем неплох.
Группа, наконец, освоила лирику, и вот в "Yesterday" Ринго уже без
работы абсолютно, а в "You've Got to Hide Your Love Away" ему досталась
всего лишь простая партия тамбурина. "You're Gonna Lose That Girl" -
здесь вновь эпизодически возникают старые добрые бонги с тем, чтобы
сделать микс более мутным.
В целом на этой пластинке Ринго ищет способы как приспособить свой
стиль игры на ударных к новому, ориентированному на студийную запись,
саунду "Битлз". Во многих местах он с этим справляется, но
очевидно, что он все еще учится.
Rubber Soul
Что творится, кажется звукорежиссер Норман Смит (Norman "Normal" Smith)
решил обратить внимание на барабаны, и Ринго ответил на это лучшей
своей работой к тому времени.
Во всех композициях есть продуманные, изобретательные ритмические
рисунки, которые, как правило, хорошо слышны в миксе. Всего пару раз
наложение затуманивает барабаны (особенно, в "Run For Your Life", но
так как данную слабенькую песню никто не захочет слушать, это не так
важно).
Занимаясь творческими поисками, Ринго никогда не теряет
ритма. В "Drive My Car" обнаруживается, что он замечательно
имитирует Эла Джексона (Al Jackson) с бочкой "четыре в такте"
(four-to-the-bar) и фанковыми синкопами в рефрене. Замечательна его
лаконичность - он не отходит от бэкбита все время, пока не возникает
крохотный брейковый всплеск рабочим в концовке на фейде, это один из
моментов, которого я ожидаю с предвкушением.
Даже если взять аранжированный без затей номер, такой как "Nowhere
Man", и здесь у Ринго есть интересные фрагменты - брейк на томе в
куплете и накачка энергии напольным томом крещендо с переходом в
припев.
Для него лучше, когда материал достаточно сложен. В песнях
Леннона-Маккартни в этой коллекции стало больше ярких ритмических
элементов ("kicks"). Ринго работает вовсю, чтобы партии ударных
инструментов тоже были на уровне , но кто-то из продюсеров посчитал,
что не стоит забывать про желающих потанцевать (хотя кому могло придти
в голову потанцевать под "The Word") - и подбросил в микс назойливых
линий тамбурина и маракасов. Если вслушаться в то, что звучит за этой
перкуссией, отчетливо слышна ударная работа Ринго. В песне "The Word"
мы наблюдаем, как он переключается с одного паттерна на другой - в
припеве твердый бэкбит, в куплете "хаф-таймовый" (half-time)
битломанский рисунок, кроме того он видоизменяет прифанкованные синкопы
из "Drive My Car" в оригинальный брейк, хорошо рассчитанный по времени.
"Think For Yourself" еще затейливее: в куплетах он играет
"quarter-time" (на каждые четыре бита в ритме, исполняемых группой,
играется один бит ударными) и отлично готовит переход к припеву. "You
Won't See Me" содержит новые трюки - как будто звучит вторая большая
подвесная тарелка, и еще круче - дополнительно записаннный хай-хэт
играет триоли поверх восьмых нот обычного рисунка.
В отдельных композициях на диске "Битлз" пытаются создать новый стиль
на стыке лирической и шлягерной песни (ballad/pop song), и Ринго
находит удачные способы как в него интегрировать барабаны. В "Michelle"
он играет ударами палочек, при этом бочка то приятно свингует, то
переходит на прямой ритм. В "Girl" он играет активную партию, но при
этом использует щетки. Здесь идея не срабатывает, это просто звучит
вяло.
Лучшая игра ударных - в двух композициях, идущих подряд на второй
стороне диска: "Wait" - Ринго раскачивает ритм, каждый свой штрих делая
чуть раньше, чем вся группа. Это дает удивительное ощущение драйва, но
еще интереснее брейк перед куплетом. Почти каждый барабанщик закончит
брейк большой тарелкой (crash). Ринго сделал все наоборот, сначала звон
тарелки, потом шелест хай-хэта и быстрый брейк томом с переходом в
бэкбит. Поразительно.
"In My Life" не так сложна, но не менее впечатляюща. Начиная с
заковыристого рисунка хай-хэтом наподобие того, что был в "Anna", он
выстраивает припев медленным паттерном райда (продублированным
тамбурином), затем короткий брейк и остаток припева играется
double-time (количество нот в такте удваивается по сравнению с
предыдущим тактом, но только в его партии). Эту линию многие ударники
смогли бы сыграть, но сама идея оригинальна и прекрасно демонстрирует
интуитивное чутье Ринго в том, как следует поддержать мелодию и
аранжировку. Песню "In My Life" назвали лучшей из всего, что
было написано в этом жанре, в одном из последних журналов, и игра
ударных явилась блестящей поддержкой возвышенной мелодии и тонкой
аранжировке.
Творчество Ринго не ограничивается на этой пластинке барабанами, он
стал соавтором текста в "What Goes On" (где линия ударных не вполне
различима, что бывает, когда он поет), играет на органе "Hammond" в
"I'm Looking Through You", и на этой же записи создает партию
перкуссии, которая годами озадачивала слушателей. Выяснилось благодаря
Барри Ташиану (Barry Tashian), рассказавшему в мемуарах о
своем общении с "Битлз" во время их Американского турне 1966 года,
когда группа Барри была на разогреве, что Ринго настукивал эту линию на
спичечном коробке. Просто фантастика!
На последующих пластинках "Битлз" игра ударных, возможно, будет лучше
записана , но лучшего исполнения уже не будет. Здесь Ринго на подъеме.
Revolver
Рабочее место звукоинженера теперь занял Джефф Эмерик (Geoff Emerick),
но свой шаг вперед в звучании барабанов он сделает только в следующем
альбоме. Здесь же в отдельных композициях саунд ударных хуже, чем на
"Rubber Soul". Большие искажения в звучании тарелок, часто барабаны
тонут в миксе.
Еще печальнее то, что Ринго, кажется, теперь испытывает творческие
затруднения - стало очень мало фантазии в его игре по сравнению с тем,
что было раньше, и намного больше простого бэкбита. Возможно, это стало
реакцией на новые повороты в творчестве композиторов группы.
Леннон-Маккартни (и примкнувший к ним Харрисон) вместо того, чтобы
продолжать собирать богатый урожай на ниве массовой песни, начали
развивать новые формы. В двух номерах Ринго вообще оказался без работы,
так как эти песни даже отдаленно не походили на танцевальную музыку для
британских подростков: "Eleanor Rigby" - это камерная музыка, а "Love
You To" - не поддающийся точному определению гибрид раги и Фила Окса
(Phil Ochs).
Даже в номерах, по стилю больше похожих на поп-рок, появилась тенденция
избегать выделяющихся эффектов, а вместо этого разрабатывать приемы
минималистских повторов и монотонного зудения, - уникальная техника
владения ударными могла бы сработать против этих планов. В итоге
"Taxman," "Dr. Robert," "And Your Bird Can Sing" и "Got to Get You Into
My Life" - все обработаны в базовом стиле "восемь в такте", как и на
"Please Please Me", иногда с добавлением сильно компрессированных
брейков рабочим то там, то здесь. Похожим образом сделана "For No One",
хотя в ней Ринго открытым хай-хэтом играет "вальс на 4/4" (как вальс,
но выделяются три акцентированные доли после первой слабой
доли). "Tomorrow Never Knows" - это пример монотонного зудения, где у
Ринго все же есть хорошо записанный (всего один раз) неплохой, хотя и
неменяющийся рисунок том-тома.
В отдельных композициях материал позволяет Ринго показать свое
мастерство. "Here, There, and Everywhere" требует очень легких касаний,
и он справляется с этим новаторски. Вместо щеток он играет палочками,
используя всю ударную установку (вбрасывая иногда перед куплетами
удачные по таймингу брейки на низко настроенных томах) - но играет
очень нежно. "She Said She Said" - это кошмар для барабанщика, все
возможные виды смены темпа и смены размера такта, но Ринго пропахивает
эту делянку, заполнив ее сумасшедшими брейками в куплете, похожими на
импровизацию (ни один брейк не повторяется), а затем удачно переходит
на триоли парой бочка - рабочий, обеспечивая плавное возвращение к
куплету (и это получается у него намного лучше, чем в песне "We Can
Work It Out", где смена размера такта режет ухо).
"Good Day Sunshine" - в ней еще один источник страхов для
перкуссиониста, это наложение ритмических партий. Он успешно решает
задачу, записав на одну дорожку базовый бит рабочим, и сыграв на другой
множество замечательных брейков рабочим и ударов по подвесной тарелке.
Для барабанщика всегда существует вопрос, как справиться с психоделией,
и Ринго здесь демонстрирует завидную сдержанность, но его игра на
следующем диске и лучшее качество звукорежиссуры, станут
вехой в истории ударных в рок-музыке.