«Блюз – это песня о мужчине, у которого нет женщины. Или о мужчине,
которого покинула женщина. Или о человеке, у которого нет ничего
похожего на женщину» – это сказал Эрик Клэптон, и сказал не ради
красного словца. Оказывется великому гитаристу, участнику супергруппы
CREAM, про которого восторженные поклонники писали на стенах, что он ни
много, ни мало, «бог», тоже знакомы любовные страдания.
В конце 1960-х к любовным страданиям добавились творческие. Уйдя из
перессорившихся CREAM, Клэптон пытался создать новую группу – BLIND
FAITH, но из-за нездоровой шумихи вокруг проекта его пришлось закрыть.
В личной же жизни Эрик находился в крайне неприятной ситуации
классического любовного треугольника, а именно – по уши влюбился в
Патти Бойд. Мало того, что Патти была женой «битла» Джорджа Хариссона,
так еще и сам Хариссон приходился Эрику другом. Роковое знакомство
Клэптона с Патти произошло в июле 1967 г. после концерта CREAM…
Э. Клэптон: «Я был влюблен, влюблен в первого взгляда
и чувство это становилось день ото дня тяжелее. Я поставил себя в
безвыходное положение, потому что уводить жену у одного из BEATLES было
нельзя, так не делается. Все они были видными, известными людьми,
награжденные Орденом Кавалеров Британской империи. А тут, понимаете ли,
какой-то заезжий молодец вроде меня пытается влезть в семью с черного
хода. Ситуация была невозможной как для меня, так и для Патти. Для меня
был выход один – забыться».
Получив очередной от ворот поворот «молодец» совсем упал духом, начал
употреблять наркотики, а его терзания вылились в песню «Layla» –
настоящую неистовую мольбу, обращенную именно к Патти. «Но почему же
тогда «Лэйла»? – спросите вы. – «Откуда в песне взялось арабское имя,
хорошо знакомое по фильму «Белое солнце пустыни»? (помните «…Лэйла!
Зульфия! Гюльчатай!»).
Э. Клэптон: «Суфи,* вернее, один англичанин, который стал
называть себя Суфи, дал мне книжку с персидской поэзией. Меня потрясло
сходство истории, описанной в книге, с тем, что происходило со мной в
жизни».
Джордж Хариссон познакомился с Патти Бойд в 1963 г. на съемках фильма "A Hard Day
Речь шла об «Истории Лэйлы и Меджнуна», написанной великим персидским
поэтом Низами. Легенда берет свои истоки аж с VII века и представляет
собой арабский вариант темы «Ромео и Джульетта». Юноша Кайс ибн
аль-Мулаввах полюбил девушку из враждебного рода, но ее выдали замуж за
другого. После этого он совершенно «обезумел» от горя и посвятил всю
свою жизнь слаганию песен о своей несчастной любви. Его даже возят в
Мекку, чтобы исцелить от пагубной страсти, но «Меджнун» – «безумец»
просит Бога не лишать «больного» его «высокой болезни». В итоге оба
любовника погибают от тоски, а суфии в характерной для них манере
начинают трактовать эту историю символично, как разлуку души с
божеством.
Персидский поэт Низами, автор "Истории Лэйлы и Меджнуна"
Свое воплощение песня обрела в 1970 г., когда Клэптон собрал очередную
группу под названием DEREK & the DOMINOS. Группа представляла собой
компанию друзей и знакомых, которые постоянно тусовались в огромном
особняке Эрика. Там они пили-курили, но, в отличие от многих других
компаний, еще и беспрерывно творили. Они могли «долбить» одну и ту же
песню в течение пяти дней, создавая сразу несколько вариантов. Песня
«Лэйла» обрела свой законченный вид именно во время таких сейшенов.
Э. Клэптон: «Я понятия не имел, какой в ней будет Лэйла. Это
была просто еще одна песенка. Когда доходишь в ней до конца, тогда и
энтузиазм растет, и ты понимаешь, что у тебя появляется нечто мощное. А
когда я ее начинал, она мне не казалась чем-то особенным».
Вряд ли бы песня обрела такой успех, если бы в ее создании не приняли
участие еще два музыканта. Решающий штрих внес Дуэйн Оллмэн – гитарист
группы ALLMAN BROTHERS BAND. Именно он сыграл на слайд-гитаре
знаменитый гитарный рифф, которым открывается «Лэйла». Сам рифф
представлял собой ускоренный вариант гитарного хода из блюза Альберта
Кинга «As The Years Go Passing By». Ну а фортепианный эпилог вообще был
вставкой со стороны. Его написал Джим Гордон – участник DEREK & the
DOMINOS. Вообще-то он берег сию мелодию для своего сольника, но не
уберег...
Эрик
Клэптон (слева) написал "Лэйлу", а Дуэйн Оллмен (справа) сыграл в ней
знаменитый гитарный рифф. До славы этой песни Оллмен не дожил, т. к. в
1971 г разбился на мотоцикле...
В том же 1970 году группа разродилась целым двойным альбомом «Layla and
Other Assorted Lovesongs». Помня о тяжком бремени славы времен BLIND
FAITH, Эрик выпустил пластинку без всяких сопроводительных надписей,
чтобы его имя не стало искусственным катализатором успеха. Ну так оно и
не стало. Эрика в Дэреке не узнали, в США альбом поднялся не выше 16-го
места, а в английские «топы» не попал вообще. Лишь через два года,
когда шифры были вскрыты, «Лэйла», изданная на сингле, получает
заслуженную славу и становится хитом. В следующем году выходит и
концертный альбом DEREK & the DOMINOS. Штука только в том, что
группа к тому времени уже два года не существовала. Клэптон начал
сольную карьеру, и в 1974 г. вышел на новый виток славы.
Из интервью с Э. Клэптоном:
«– Если оглянуться сейчас назад, то что вы думаете об альбоме «Layla»? Считаете ли вы его шедевром?
– Это прекрасный альбом, но не знаю, шедевр ли он – он очень грубый.
– Но его грубость – это достоинство; музыка «Лейлы» очень открытая и
прочувствованная. Даже спустя десять лет страсть этого альбома
по-прежнему не оставляет слушателя спокойным.
– Да, страсть скрывает многие недостатки».
В 1993 году за «Лэйлу» и акустический концертник «Unplugged» Эрик
получает аж шесть премий «Грэмми». Правда, к тому времени вся тяжесть
из музыки Клэптона улетучилась, и неистовый крик о любви стал звучать,
как неторопливый меланхоличный блюз…
На этом можно было бы и закончить, но читатель вправе спросить, чем же
закончилась история с Патти. Ну что же… Вернемся снова назад.
В 1974 г. Патти перешла жить к Эрику.
В 1974 году, не в силах дальше мучиться, Клэптон прямо говорит
Хариссону, что любит его жену. Бывший «битл» философски сказал нечто
вроде «Поступайте, как знаете». Отношения Хариссона с Патти к тому
времени и так не фонтанировали, а тут «Лэйла» на муженька и вовсе
обиделась и переехала к Клэптону.
Все эти перипетии обросли легендами, самую известную из которых
когда-то озвучил Сева Новгородцев. Мол, окончательную участь Патти
решила гитарная дуэль, которую устроили две «звезды» и которую Харрисон
проиграл. На самом деле, наверняка всё было прозаично.
Вот что сам Хариссон говорил о разводе с Патти:
«…я бы сказал, что сдал свою жену с рук на руки. Когда это
произошло, мои отношения с Патти уже прекратились, так что, с моей
точки зрения, никакой особой проблемы не было. …Если бы не Эрик, нам
пришлось бы пройти через кучу всяких неприятных вещей, которые обычно
сопровождают развод, – склоки, ссоры, битье посуды и раздел черепков. А
так она оказалась в надежных руках и, что самое главное, ей не пришлось
менять образ жизни, к которому она привыкла: виски, приемы, новые
машины и платья, не очень здоровое веселье и музыка – все то же самое,
только в других местах и под руку с другим музыкантом».
В 1979 г. Эрик и Патти поженились.
Как бы то ни было, но известно одно – Джордж и Эрик остались друзьями.
И когда весной 1979 г. Клэптон и Патти все же сыграли свадьбу, на ней в
числе прочих присутствовал и Хариссон.
Дальше тянет произнести банальность, вроде «Любовь преходяща, искусство
– вечно». В 1988 г. Эрик расстался с Патти. История любви, длившаяся 20
лет, закончилась, зато осталась замечательная песня.
В 1991 году произошло концертное турне, где Хариссон и Клэптон
выступали вместе. На нем Джордж спел свою знаменитую песню «Something»,
а Клэптон – «Layla» и «Wonderful Tonight». Все песни были написаны как
посвящение Патти…
* – Суфизм – направление в исламе, где большое внимание уделено чувству, так называемой мистической любви.