О БИТЛОМАНИИ.
НАШИ "ИХ НРАВЫ".
В восьмидесятые годы
стены подворотен в российских городах
поклонники по-прежнему покрывали
рисунками и надписями на битловские
темы. Любопытно, что сейчас в
Челябинске лидер группы «Ариэль»
Валерий Ярушин борется за то, чтобы
улицу Советская в центре города
переименовали в улицу Джона Леннона.
Чем были «битлз» для
нас во времена нашего советского
детства и юности? Гребенщиков в своей
автобиографии написал просто: «В 1964-м я
услышал «Битлз» и понял, зачем живу».
Как ни странно, я не
помню, с какой именно песни все
началось. Было это примерно годом позже,
чем у Гребенщикова: я и моложе на год, и
рос не в столичном Ленинграде, а в
провинциальном Херсоне. У попавшего в
мой 4-й «А» переростка-второгодника
Славы Гордиенко был огромный, как шкаф,
магнитофон «Днiпро», принадлежавший
его брату-радиохулигану. Из
крутившихся на нем затертых пленок на
меня и обрушились первые звуки иной
музыки. «Битлз» мелькали там наравне с
Полом Анка, Томом Джонсом, Rolling Stones, Animals
и какими-то загадочными Four Brothers. Важно
было, что инициация произошла, и через
несколько месяцев отчаянного нытья мне
удалось уговорить родителей купить мне
к двенадцатилетию магнитофонную
приставку «Нота». Первой моей
собственной пленкой стала A Hard Day?s Night.
Пластинок для нас
тогда не существовало. Родительский
набор («Мишка, Мишка, где твоя улыбка?» и
пр.) на шеллаковых дисках с презрением
отметался, а загадочные «настоящие»
диски с «настоящей» музыкой обретались
где-то в совершенно недоступных для нас
сферах. Но мы были счастливы и той «надцатой»
копией на осыпающейся пленке, что
попадала в тщательно накапливаемую
коллекцию.
С пленок неслась
волшебная музыка. О ней и о тех, кто ее
поет, хотелось знать как можно больше.
Различать музыку научило радио. «Голос
Америки», Би-би-си, а чуть позже и
проникшая в наши южные края «Свободная
Европа» на румынском языке. Был там
такой потрясающий человек по имени
Корнелиу Кирьяк, который каждый день (а
не раз в неделю, как «Голос» или Би-би-си)
играл потрясающую музыку. Он-то и
заложил основы моего рок-образования.
Из совершенно неведомого нам
румынского мы умудрялись выуживать
необходимую информацию.
Первые зрительные
образы любимых артистов проникали
примерно в таком же качестве, что и звук,
но выбора все равно не было. Черно-белые
снимки продавались на переменках в
школе по цене от 30 копеек до рубля, и к
восьмому классу у меня накопилась
изрядная коллекция. Она состояла не
только из черно-белых любительских
отпечатков, но и из большого количества
газетных и журнальных вырезок.
Нельзя сказать, что
советская пресса полностью
игнорировала «Битлз». Информация о «жуках-ударниках»
- так, помнится, исхитрился перевести
скрытую в названии игру слов один из
журналистов - поступала регулярно, хотя
и была довольно специфической.
Появлялась она, как правило, в рубрике «Их
нравы» и повествовала либо об
эксцессах на почве битломании, либо об
эпизодах типа выступления «битлов» с
унитазными сиденьями на шее.
Неудивительно, что немало вырезок было
из журнала «Крокодил». Позже мы освоили
более либеральные газеты и журналы
соцстран. Польские Standart Mlodych и Panorama,
чешский Melodie, болгарский «Лик»
поставляли то, чего мы не могли найти в
отечественной прессе. Ну, а с конца 60-х
сначала робко, а потом все смелее
пропагандой «Битлз» занялся и
комсомольский «Ровесник». Началось с
того, что в каждом его номере
публиковались ноты «битловских» песен
с рифмованными переводами, которые
регулярно поставлял поэт Олег
Гаджикасимов.
Мой добрый папа
честно пытался понять, что происходит,
и, прислушиваясь к постоянно гремящей в
доме музыке, недоверчиво спрашивал: «Неужели
ты можешь различить этих твоих «битлов»
и, как их там, «роллингов»?»
Снисходительно наблюдая за безумием
сына, он приговаривал: «Все это
однодневки. Пройдет полгода-год, и
твоих «битлов» никто и помнить не будет».
Я парировал статейкой о «Битлз»,
вырезанной из единственной доступной
нам английской газеты Morning Star*. В ней
приводилось мнение критика
авторитетной «Таймс», утверждавшего,
что Джон Леннон и Пол Маккартни -
крупнейшие композиторы-песенники со
времен Шуберта.
Небольшое
отступление. Надо сказать, что папа был
не одинок. В 1964 году «Битлз»
возвращались из первого триумфального
турне по США и везли с собой золотые
диски, полученные от фирмы Capitol за успех
A Hard Day?s Night. Но бдительная британская
таможня отказалась признавать диски
как награду и потребовала уплаты
пошлины, ссылаясь на то, что «Битлз» уже
и так на излете, а через три года их
вообще все забудут, и диски потеряют
всю свою ценность. Музыканты пошлину
платить отказались, и диски так и
застряли в недрах британской таможни.
Лишь в 1994 году их оттуда извлекли и
передали на хранение в Национальный
таможенный музей, который, по иронии
судьбы, находится в Ливерпуле - в том же
комплексе Альберт Док, где
расположился и музей The Beаtles Story.
Но вернемся к
воспоминаниям. Отрезанные от мира, мы
неотрывно следили за прогрессом «Битлз»
в советском официозе. Каждый мелкий шаг
казался продвижением на пути к свободе.
Почему-то очень важным показалось
появление примерно в 1968-1969-м песни «Битлз»
на пластинке фирмы «Мелодия». В роли
первой ласточки выступила нежная и
лиричная Girl, которую поместили в какой-то
сборник шлягеров зарубежной эстрады (стандартный
набор - Радмила Караклаич, Карел Готт и
т. п.). Хотя исполнителем Girl числился
вокально-инструментальный ансамбль «Битлз»,
в авторстве Леннону и Маккартни было
отказано. «Английская народная песня» -
значилось на пластинке. Сейчас
понимаешь, что, видимо, только так можно
было усыпить бдительность цензоров и
под маркой идеологически безвредного
народного творчества протащить «Битлз»
в советский официальный тираж. Спасибо
вам за изобретательность, неведомые
редакторы!
Я считаю, что нашему
поколению фантастически повезло. Мы
росли вместе с «Битлз». Их эволюция
формировала нас. На беззаботное раннее
отрочество пришлись радужные и
беззаботные Please, Please Me, With the Beatles, A Hard
Day?s Night и Beatles for Sale. С переходным
возрастом мы вступили в период безумно
красивых и неосознанно бунтарских
Revolver, Sgt. Pepper и Magical Mystery Tour. А в отчаянной
ранней юности стали слушать сложные и
драматичные White Album и Abbey Road.
Всю свою
сознательную жизнь я слушаю музыку и
даже стал музыкальным журналистом.
Прошел через десятки периодов, слушал и
слушаю прогрессив-рок и джазовый
авангард, современную классику и
фольклор, easy listening и рэп, блюз и бибоп,
электронную музыку и еще много
хорошего и разного. Но часто вспоминаю
известного джазового критика Джеймса
Кольера, автора лучшей биографии Дюка
Эллингтона, который сказал мне: «Как бы
ни менялись твои музыкальные
пристрастия, до конца своих дней по-настоящему
ты будешь любить ту музыку, которую
любил, когда тебе было пятнадцать».
Похоже, он был прав. Александр КАН, "Итоги",
N 50, 2000 г.
Я ПРИСТРАСТЕН
(Недетское чтение)
Стали битлы выступать,
Но тут раздался крик:
"Надо битлам п...ды
дать!" -
орал один старик.
Здоровый человек
расстается с молодостью, как со щетиной
- пора сбривать... Хорош-шо! К 27-и годам в
СССР нормальный гражданин уже имел лет
десять трудового стажа, он переставал
"выебываться" в одежде и прическе,
надевал шляпу, отпускал баки. Забывал
про Запад и где он есть, как соблюдающий
гигиену не вспоминает про триппердачу.
К любителям рок-музыки было отношение
терпимое, но презрительное, как к
питурикам, сионистам и христианам.
Старейший советский
кинодраматург Евгений Габрилович так
объяснял нездоровый интерес к разного
рода крайностям: "Запад будоражат
проблемы молодежи. Как будто не
осталось людей зрелых...Меня, например,
они интересуют больше". Три величайших
певца - Элвис Пресли, Том Джонс и
Челентано, сколько могли, держались
подальше от заросших карманных
бунтарей. "Это не длинные челки, это
узкие лбы", - имел мужество обосрать
Роллинг Стоунз хмельной романтик Дин
Мартин. Челентано пошел еще дальше. В
самый разгар психоделических кучек он
исполнил "Три шага вперед" -
консервативный ультиматум здравого
смысла и хорошего вкуса, где были такие
слова: "Любезный бит, ты мне очень
нравишься, в тебе есть сила, ибо ты
привносишь оживление в этот мир,
окутанный мглой, своей музыкой. Однако,
если ребята, которые не моются,
травятся наркотиками и забывают
нравственный закон (намек на
педерастию) стали частью твоего мира,
либо меняй название, либо уходи, пока не
поздно".
Если гражданин не
почувствовал благодарности к державе,
подарившей ему под честное слово
райскую, бескризисную жизнь - право
трудиться, отдыхать, заниматься
спортом, и, главное - плевать в библию и
доллар, не брался за ум, не принимал
привычный вид, на него показывали
пальцем: "Вон пошел е..нутый. Все
молодится".
Часть уже
отмолодилась. Уехали на два метра. «В
Валгаллу" -как почему-то думают
романтические англичанки. Есенинские
вдовы Джона Леннона обоего пола. Но
большая часть битломанов поехала "в
Трускавец", куда, увы, пока что можно
впорхнуть и выпорхнуть.
Битлз - скучная "сделка
века", совпавшая с жизнью
бесхарактерных подростков, которых
наклепали после войны напуганные "делом
врачей" родители. Им не дали
захлебнуться блевотиной, дали крышу
над головой...Все что могли они
запакостили, предали. Наплодили в свою
очередь совсем неяркий человеческий
матерьялец (бабушкиным
коминтерновским потом разит из-под
косухи), ожидающий своего
безжалостного истребителя, людей уж
нет - одни людишки, скорее всего Звезду
Героя получит вирус или муха Цеце.
Знаменитый приказ N15 барона Унгерна
следовало бы расширить до размеров
списка заказных песен в кабаке. All you need
is love.
Я успел застать
время, когда местные песики спрашивали,
ухаживая: "Тебе кто больше нравится?
Джон или Пол?» - «Ой, ну что ты, конечно,
Джордж". Советским людям в общем-то не
было большого дела до Битлз, зато
официальная пресса из номера в номер
навязывала их как сенсацию, как "лицо и
сущность поп-музыки". Посмотрев
публикации о Битлз вы не найдете там ни
слова критики в адрес их уязвимого
творчества - "Ровесник", "Музыкальная
жизнь", "Смена", "Кругозор"...Критиковали
только окружавшую Битлз первоначально
истерию (третьи гастроли по США
пришлось свернуть до срока - перестали
ходить), "битломанию", которой не было...Вся,
так называемая хроника, была снята в
павильонах киностудии. Прошедшие "кастинг"
смазливые актрисы притворялись
припадочными, а подкрашенные битлы в
отглаженных костюмах шевелились под
фонограмму двухминутных песенок,
записанных по кусочку. Вот уже 35 лет
деревянным божкам показывают, как и в
случае с Холокостом, нарезку из одних и
тех же кадров, отснятых за тридевять
земель "далеко на Западе" для рекламы.
Истинное положение дел выглядело так -
когда на вершине успеха "Жучки"
прилетели в Соединенные Смрады,
местное телевидение уделило им аж ...7
секунд. Брижжит Бардо год спустя
удостоилась двух минут, между прочим.
"Не было никакого
Либо...Сволочь продажная!" - слова
произносит в "Майоре Вихре" знающий
человек. Сволочь продажная из числа
реабилитированных порхала в Америку,
где, не вылезая из синагог и
петушатников, строчила сюда репортажи
про "мальчиков из Ливерпуля". А
многотысячные сборища на стадионах -
типичная массовая истерия юдохристиан
- им все равно, кто кривляется, батюшка
или битлс, был бы припадок! К стыду КГБ,
он им не пользовался, не организовывал
массовые убийства, отравления и другие
святые, с позиций Магического Джихада,
дела.
Пластинка стоила на
"туче" четвертак. То есть две бутылки
армянского. Дорого? А сколько никчемный
отщепенец платил за жилье, еду, за
лечение своего ослабленного "снами об
Израиле" организма?! Нисколько. Не
должны уйти от возмездия те, кто
охраняет маленькие капризы честных
людей, готовых ради них на любую
низость. Пусть доплачивают.
Поднесите к портрету
поколения битлс лампу. Хороши? Скорей,
скорей продать хату и туда...Куда Битлз,
кстати, так и не пустили. Клоны
тонкогубого очкарика, из чьих люков
повылезали разные сегодняшние панки,
завидуют молодежи, но чувствуют, что те,
обскакав старших, издохнут все-таки
раньше.
Не стоит воротить
рыло от моего провокационного стиля.
Действительность опережает. Стыдно,
когда события наглее лозунгов. Старуха
чешет мертвый бок...beat...бок.
"Obladi - Oblada" - реклама
для полиобольных.
Танцы с лошадиной
стопой. Do the Геббельс.
Зверьки-переселенцы
не способны предчувствовать гибель.
Живя здесь, они не ведали унижения,
примеряя в подъезде, где привычно разит
мочой допризывников, ношенные, часто
тесные джинсы. Платили дикую цену.
Обычно это происходило сразу после
армии, так не терпелось им вернуться в
мировое сообщество. Повернутся ж...ой: "Ну
как, Валя?" - и носят потом три сезона.
На работу, в отпуск, в ресторан. Ей богу,
Галич - обоюдоострый меч: "Жаль я, сука,
не добил тебя в Вятке, больно ловки вы..."
Знаете, что дальше?
Битломаны-семидесятники,
самые убогие, подсосавшиеся к этому
мифу через "Ровесник" и "хоп-хей-гоп",
прячутся за бронетанковую жопу во
вредном для гипертоников климате
сионистского образования, обливаются
потом, но делают вид, будто загорают -
ведь путевка денег стоит. Sea, Sex and Sun.
Сейчас "квинам" и "битлам"
одна дорога - продать полученную когда-то
от Советской власти даром жилплощадь и
шлепнуться медузой на шею Дяде Сэму.
Раздрочив как следует больное
воображение леденящими душу
рассказами бабушки-хиппарки, как
запрещали слушать "Концерт для
Бангладежь", как был газирован дедушка
"вылитый Джон", - нанюхался и сдох. С
перспективой плохо. Перспектива не
удалась. Будущее повисло между ног. Им
далеко уже не "клево". Можно продать
Родину, но этим не купишь любовь. Can?t buy
me и т.д.
Не было никакой
битломании. Обычные люди слушали
обычную музыку кагэбычно. Когда
нормальные повесы, развратники, денди
заполняли залы, чтобы послушать
Марьяновича, Мондрус, Ободзинского, и
наполняли фужеры, чтобы выступить под
Моранди, Хампа или Мину, битломаны-одиночки
трясли башкой по квартирам. А почему
трясли одной башкой? Да потому что
танцевать под музыку Битлз невозможно.
С другой стороны,
хорошо, что "четыре жучки" сманили
своим "е-е-е", увели целое стадо
податливых подальше от
аристократической музыки. От напева
таких солидолов, как Фрэнк, Ефрем Б.
Флакс или "певец певцов" Матт Монро.
Скотт Уокер и Олег Ухналев никак не
вписываются в общежитейский гармидер
битлолюбивой черни, душистых студентов.
Не успел сержант Пеппер скомандовать "разойдись",
а они, точно растворимый кофе,
превратились в секту безликих дурачков-староверов.
Вот уж не первый раз
в истории овцелюдей они гибнут от якобы
жизнерадостных штучек. Те же, кто
следит, стоя в стороне, ветеринары-убийцы,
пермаригидные резники Хоронзона
слушают другое по другому, и потирают
чуткие к чужим страданиям руки...Приближаясь
к накрытому столу. И все же я с
удовольствием микширую низкий свой
голос крунера-пьяницы к хору обманутых
одиноких сердец очередного ефрейтора,
лепечущих: "Свят, свят,свят. Джонни-бой,
перхоть твоя на воротничках наших".
Спасибо за "For no one" -
последнюю, еще более последнюю, чем "If
you were the only girl in the world". Когда с
человечеством будет, наконец,
покончено и дубовые листья опадут на
тропу, по которой уже никто не пройдет
на задних лапах, пусть прозвучит она,
словно беззаботный зевок, поцелуй
пресыщенной смерти, реквием по товару
для Ротшильда, прежде чем смолкнуть
навсегда и уступить место более
естественным звукам...
Пусть будут,
поклонников куда бы деть. Люди могут
идти, а Битлз пусть останутся, как
одеколон или цианид в кончиках волос
мертвеца, если это не парик.
На Западе Битлз
всегда были "Beatles for sale" - "Жучки для
продажи" по дешевке, все более менее
просто - без Генона. То, что в СССР
удалось, используя официальный
агитпроп, организовывать "армию"
готовых поклоняться бесплатно, лишний
раз напоминает, чем грозит
бесклассовому обществу халатное
отношение к истреблению потомства
враждебных классов. Нет ничего хуже
незавершенной ежовщины - "армия"
Власова тому доказательство.
Трясоголовым дурачкам раздали
электрогитары как раз когда Хрущев
повыпускал из "лагерей" украинских
полицаев и балтийский триппер СС. В
школе нам врали, что их расстреливали
без суда, а они получали квартиры и
строили гаражи.
Если народ вовремя
не делает с врагом то, что нужно, - он
дает понять, что с ним самим можно
заниматься, чем угодно. Любовью или
войной. Роль в обоих случаях ему
гарантирована позорная.
Говорят, сердце
человека бывает размером с его кулак.
Тот, чье сердце негодует, должен сжать
кулак и превратить свое сердце в камень
Интифады. Ненависть здорового одиночки
способна и мочу сделать напалмом.
В 74-м году Джон
Леннон зачем-то сочинил песню, где были
такие слова: "Я чувствую себя арабом,
пляшущим перед сионистами" (Goodniht Vienna).
Наврал, как видно, с перепою. Но пример
на всю жизнь. Рано или поздно от тех,
среди кого плясал пьяный тонкогубый
очкарик, останется один короткий вопль
из песенки "Can?t buy me love" - бесценная
любовь. Любовь, которую нельзя купить -
это ненависть.
"All you need is love" Битлз
распевали как раз тогда, когда
одноглазое дитя семи западных нянек
праздновало победу над верным (в ту
пору) другом Советского Союза Египтом.
А почему эта победа стала возможна? Да
потому, что кремлевский пидорас,
любитель джаза Косыгин строжайше
запретил дальновидному и храброму
Насеру ударить первым по живому уголку
мамы Голды. Молодые не помнят, какой "вудсток"
устроил здесь внутри торжествующий
микроб Сахаров - три дня глушил водяру
из "Березки". У осквернившей себя
предательством и
непоследовательностью Империи
провалился нос. Недаром сказано: "лучше
революционный сифилитик, чем здоровый
контрреволюционер". Тамплиер.
Старовер. Старый, лживый, грязный хер -
"стервятник параноидальных сфер".
Один лишь Костя
Беляев имел мужество распевать под
гитару свои куплеты на югах, называя
вещи своими именами, словно
предчувствуя, что в гнусном будущем
потребуется пример артистического
бесстрашия и жизнеутверждающего
блеска. Он не потускнел. Он победил в
войне камней и куплетов Магического
Джихада, который был и останется до
Победы одной из форм Джихада
Вооруженного.
Фирма "Мелодия"
считает, что она сделала доброе дело,
выпустив пластинку с записью "В эту
ночь" Мануэля (земной поклон и великое
ей за это челобитье), она считает, что
популяризирует зарубежную эстраду,
записывая "Мадонну" и "Обляди-обляда"
в исполнении Эмиля Горовца - стучал
орган питуриков с партбилетом "Комсомольская
правда". Мол, подавай оригиналы! Да
выходили у нас и оригиналы. В какое
сравнение идут эти плоские песенки-поделки
с облагороженными иронией и красочным
вокалом Эмиля Горовца советскими
версиями. Одно "Где деньги взять?" в "Леди
Мадонне" чего стоит! Вопрос всех
революционеров. Ответ знают те
радикалы, что ради зеленого кала
подтирают бородищей геморроидное очко
своих шефов, в прошлом травивших Эмиля
Горовца и насаждавших бородатых
наркоманов в оригинале.
Нельзя обойти и
первенство Битлз в, так сказать, "сионизации"
массовой молодежной моды. Начав со
студенческой серости, к бесславному
финалу все они превратились в
неопрятных, спятивших раввинов-традиционалистов,
обросших сальными пейсами, в
лапсердаках, недаром шумный феномен "биг
бита" пресса окрестила "британским
вторжением". А вульгарная, но
заразительная привычка протаскивать
своих, мягко говоря, средней паршивости
жен? Даже смазливый и талантливый Макка
стал похож на Гениса и Ваиля в одной
бороде. Правда, в консервативные 70-е к
нему вернулось чувство меры и
художественного вкуса, но целые табуны
гадаринских свиней с визгом "йе-йе-йе"
убежали, впрочем, куда следует. Не
возвращались бы.
Те, кому нечего
скрывать, носят аккуратные прически.
Заморский успех вызывает насмешку и
недоверие у тех, кто видел, как
нервничала звезда перед гастролями.
Старый анекдот по-новому: "Кто такие
Секс Пистолз? Мелкие гитарасты эпохи
Рейгана и Брежнева". Устраивает. И.И.
ЗЛЫЙ
* Какая
английская газета доступна нам сейчас? (Вопрос
ред.)