Незаменимый Ринго.
Ну вот, опять "Битлз". Вам не требуется мое мнение о "Битлз", у вас
есть свое, и
это верно по отношению к любой рецензии, когда-либо существовавшей. Но
вместо того, чтобы в очередной раз разбирать, какой же их альбом был
настоящим шедевром, я все свое внимание сфокусирую на моем любимом
битле, на Ринго. Все говорят: "Ринго был отличным барабанщиком в этой
группе", и тема заканчивается. Ну что ж, я не собираюсь останавливаться
на этом. В каждом из своих обзоров их альбомов я буду говорить только
об ударных. Надеюсь, вам понравится такая смена взгляда на их
творчество. Если вы настаиваете на рейтингах, я бы поставил каждому
альбому "Битлз" по восемь баллов.
Please Please Me
Как ни странно, это единственный из первых альбомов, где хорошо
записаны барабаны. Тому есть две причины. Во-первых, он почти полностью
записан вживую, на нем нет большого количества наложений, сделанных на
примитивном оборудовании и замутняющих записи. Во-вторых, "Битлз" в то
время все еще были танцевальной командой, и игра барабанщика в связи с
этим была намного чище. По мере того, как они все больше превращались в
шоу-группу, стало возможным сильно ослабить ритмику (но разговор об
этом
еще впереди).
Из-за того, что это альбом танцевальной группы, игра ударных весьма
проста. Хорошо, но не изобретательно. По-моему, во всей "Misery" нет ни
одного брейка. Ринго почти никуда не уходит в сторону от основных
партий бочки, рабочего и тарелок, первый брейк на томах
появляется только в "Boys", это уже пятая песня! А его фирменный
открытый хай-хэт появляется лишь однажды, в припеве "Chains".
Все же есть приятные моменты. В "Anna" имеется небанальный рисунок
хай-хэта, который привлекает внимание слушателя и приятно контрастирует
с теплым звуком гитары. В "Please Please Me" есть чудесный переход к
бриджу на том-томах. В "Taste of Honey" обнаруживаются
недостатки Ринго в использовании щеточек, в конце концов, в игре на
танцах они не требовались.
Лучший момент, конечно, это "Twist and Shout". Он просто крушит эти
барабаны. Послушайте небольшие пресс-роллы ("press-roll" -
вид дроби) перед куплетами, как звучит бочка (в этой песне, в отличие
от всего альбома, ее хорошо слышно). На фотографиях того времени Ринго
выглядит так, как будто недоедает. Где этот худощавый парень
находит в себе силы так стучать?
With the Beatles
Если раньше нужно было удерживать внимание переполненного танцпола
клуба "Каверна", то теперь задачей "Битлз" стало доведение аудитории,
полной тинейджеров, до неистовства. Чтобы увеличить энергетический
заряд аранжировок Ринго начал действовать в ином ключе. Он более
агрессивно использует брейки и, что более важно, почти все играет с
открытым хай-хэтом. Весь альбом имеет "свистящий" саунд,
исходящий от ударных. Танцевать под это несколько сложнее, зато
зарядиться - проще.
В новом стиле звучит еще пара альбомов, это стало частью
саунда "битломании", завоевавшей континенты. В таком ключе
Ринго исполняет почти все номера на диске. Даже
кавер-версии, в оригинале исполняемые барабанщиками иначе, получили
"битломанскую" обработку. "Roll Over Beethoven" звучит еще круче, чем
версия Чака Берри (чему, кроме прочего, способствовало изменение
тональности и ускорение темпа), и еще, в бридже Ринго удачно переходит
только на флэмы рабочим. Другой кавер, "You've Really Got a Hold on
Me", вызывает некоторые вопросы, игра ударника немного контрастирует с
подачей вокалиста, однако, брейки-ответы Ринго в бридже бесподобны -
намного лучше, чем в оригинале.
Конечно, Ринго не ограничивается открытыми тарелками. К этому
прилагается ритмическое разнообразие. "Don't Bother Me" - это на самом
деле серф-рок (surf-rock), "Please Mr. Postman" - здесь
интересные переходы
к куплету. "It Won't Be Long" - невероятно сложная композиция, но и в
ней барабаны удачно соответствуют всем переменам по ходу песни. "All
I've Got
to Do" - предлагается непростой рисунок дуэта хай-хэт/снэйр на
слабые доли в куплете, который затруднились бы сыграть многие ударники,
но у Ринго он звучит непринужденно и дополняется иногда замечательными
брейками при переходе к припеву.
Но в целом, несмотря на местами отличную игру ударных, думаю, этот
альбом не лучший у Ринго. "Till There Was You" показывает, что не
следует барабанщику работать за перкуссиониста, а многие номера, такие
как "All My Loving" и "Not a Second Time", пожалуй, чересчур
переполнены высокочастотным свистом.
В конечном счете, однако, Ринго более чем достойно выступает
в "Money". У него могло быть искушение вновь
накалить атмосферу
открытыми тарелочками, но вместо этого мы слышим простой рисунок тома,
который позволяет все внимание слушателей сосредоточить на жгучей
вокальной линии. К сожалению, ударник чуть теряет бит ближе к концу, но
с
успехом возвращается, чтобы завершить номер неплохой концовкой.
A Hard Day's Night
Здесь есть несколько моментов, где наложение не выглядит корректно.
Думаю, что Ринго все же играет в "I'll Cry Instead", но линия тамбурина
делает
непрозрачной эту игру.
В любом случае, по-моему, отдельные вещи с этого альбома способствовали
распространению слухов о том, что Ринго Старр не был превосходным
ударником. Большие хиты того периода - "Can't Buy Me Love" и "A Hard
Day's Night" - это далеко не самый сложный материал "Битлз", и Ринго
сыграл их незатейливо. Титульная песня - не более чем "восемь в
такте" от начала до конца, и "Can't Buy Me Love" такая же, хотя у него
в начале и в конце этой песни играется румба. Я уверен, что многие люди
послушали там партии ударных и подумали, ну и что, с этим справится
любой двоечник. Все же не уверен, что у "Dave Clark",
например, это бы получилось. Есть большая разница между тем, что делает
Ринго и простым постукиванием, и эта разница в пользу нашего героя.
Несмотря ни на что, группа никогда не теряет грува.
На другом, более сложном материале, Ринго с успехом добавляет к своему
стилю некоторые изюминки. Хороший пример - "Tell Me Why".
"Битлз", очевидно, задумывали сделать этот номер с элементами свинга в
стиле биг бэнда, но Ринго помнит, что они по-прежнему являются
рок-группой. Да, он использует роллы в стиле Эда Шонесси (Ed
Shaughnessy) на брейках и играет синкопированно хай-хэтом, но не теряет
типично битловского саунда, оставляя хэт открытым (настоящий свинговый
барабанщик закрыл бы тарелки в куплете или перешел бы на райд (ride
cymbal)). Или послушаем как в "Any Time At All" он после
рефрена стучит бочкой одновременно с первой гитарной фразой, а затем -
ей же на четные доли такта для второй гитарной фразы. Этим создается
более плавный переход к куплету. "You Can't Do That" - здесь
отличный синкопированный брейк между вокальными фразами - "I told you
before" [брейк] "you can't do that". Одна из любимых у меня - "I'm
Happy Just to Dance with You". Мне нравятся маленькие ритмические
рисунки рабочего и подвесной тарелки, аккомпанирующие гитарным аккордам
после припева, и послушайте, как он в куплетах играет самбу
на томе, в то же время не закрывая хай-хэт. Неплохо сделано.
Ринго неинтересно просто стучать. В "If I Fell" после несколько
неуклюжего вступления снэйром (snare) он переходит на легкий грув с
использованием ударов палочками, а "Things We Said Today" можно считать
предвестником фолк-рока, где в ударных применяются легкие касания.
Бонги в "And I Love Her" - это тоже удачная новинка, хотя я сомневаюсь,
что Тито Пуэнте (Tito Puente) стучался к нему в дверь.
Между прочим, если взять так называемую "Тему Ринго" ("Ringo's Theme"),
выпущенную компанией "United Artists", то в ней нет ни соло на
барабанах, ни чего-то особенного, связанного с Ринго. Это
инструментальная версия песни "This Boy", которая звучала в фильме в
ключевом эпизоде с его участием (примечание: несколько песен
из фильма "A Hard Day's Night" были изданы в США в виде
синглов компанией "United Artists").
Beatles for Sale
Эй, ребята, полегче с тамбурином! В миксе он заглушает Ринго
в трех песнях на диске.
Если же серьезно, то здесь "Битлз" начали рассматривать
студийные записи как самостоятельный продукт вне связи с
концертными выступлениями, и текстура стала намного важнее. Ринго
успешно справляется с новыми задачами. Особенно это заметно в
композициях с привкусом фолка и кантри, которыми богата данная
коллекция. Уже в "No Reply" очень необычный ритм в куплете - удары
палочками со скоростью 6 ударов на 8 четвертей. А в "I Don't Want to
Spoil the Party" и "I'm a Loser" он играет ритм тустепа (two-step) в
стиле кантри, что неплохо слушается.
Если говорить о текстуре, Ринго начинает задумываться и о саунде своих
партий. Он настраивает рабочий по-разному в разных песнях, и даже
использует ослабленный том в "Mr. Moonlight". При этом "колотилово"
тоже имеет место в отдельных песнях, особенно в каверах, где,
можно сказать, продолжается битломания. "Rock and Roll Music"
дает такое же увеличение энергетики, как ранее "Roll Over Beethoven",
причем в ней есть забавный момент, где Ринго шутливо обыгрывает
латиноамериканский паттерн в куплете про "конго" (congo).
"Kansas City" - еще один боевик, где удачно работает открытый
хай-хэт. А в рокабилли, таких как "Honey Don't" и "Everybody's Trying
to Be My Baby", более сдержанный подход был вполне уместен. Наилучшее
использование своего стиля наблюдается, пожалуй, в бридже песни "No
Reply", когда вся группа врывается в рокнролльную часть композиции, а
Ринго управляет процессом и доводит его до той точки кипения, которую
задал еще "A Hard Day's Night".
Именно в оригинальных песнях "Битлз" Ринго во всем блеске показывает
свое
мастерство. Все участники группы экспериментировали со звуком с помощью
студийных хитростей, и наш герой делал то же самое со своими
барабанами. "Eight Days a Week" поначалу играется с открытыми
тарелками, в бридже появляется паттерн с дробью на томе, а затем
возникает один из лучших моментов у "Битлз", когда вокалист пропевает
"show I care" и тут Ринго выдает такой флэм (flam)! Нетрудно сыграть,
но звучит хорошо.
"What You're Doing" впервые помещает барабанщика в центр внимания, и
Ринго выбивает невероятный звук из бочки во вступлении - вновь он
настроил ее не так, как обычно, в ней стало больше средних частот, и
она дополняет звук клавишных в концовке (сложновато, не так ли?).
(примечание переводчика: в этой записи использовался тимпан, он имеет
высоту звука и может быть настроен)
В "No Reply" послушайте, как глубоко звучат тарелки. Подозреваю, что он
раздобыл где-то очень большие подвесные тарелки. В этом альбоме чаще
используется райд (ride cymbal) - "Baby's in Black" и "Every
Little Thing" выиграли в связи с новой текстурой. Что
касается медленных вещей, в этом альбоме обошлись без бонгов, Ринго просто
шлепает
по пустому корпусу со свободными зажимами. Возможно, это было не лучшее
решение.