"Девушки битлов".
Александр Марин поставил на Малой
сцене МХАТа имени А.П.Чехова пьесу
Сергея Волынца «Девушки битлов».
В кругу
карикатуристов, говорят, наибольшим
уважением пользуются те мастера, чьи
рисунки смешны безо всяких
разъясняющих подписей, те, в частности,
которые раньше – на всякий случай –
все равно сопровождали «текстовкой»: «Без
слов». «Девушки битлов», спектакль,
премьеру которого сыграли в конце
минувшей недели во МХАТе имени А.П.Чехова,
конечно, к карикатурам отнести нельзя,
тем более далек от успеха. Но в каком-то
смысле «тянет» как раз на такой
краткий отклик. Многословие спектакля
– прежде всего, сюжетное, затем –
режиссерское, до того утомительное,
что в ответ хочется просто развести
руками. В смысле: ну, если вы этим
начинаете, тогда я не знаю… Или: если
вы это называете современной
драматургией, то, может, и впрямь правы
те, которые отказывают ей в таланте и
прочих достоинствах…
«Девушки битлов»
драматурга-дебютанта и известного
театрального переводчика Сергея
Волынца – пьеса, которая бы
естественно смотрелась в репертуаре
Театра под руководством Олега
Табакова. По духу она, конечно, оттуда
и туда. По букве, конечно, не
дотягивает, уступая, на мой вкус, даже
несовершенной пьесе Петра Гладилина «Любовь
как милитаризм» (если перебрать
последние премьеры в подвале на улице
Чаплыгина).
Александр
Марин – замечательный актер не
нынешней, а той, ранней и во многом
легендарной «Табакерки» (и для того
театра – знаковый, сущностный, если
можно так сказать). Переиграв всех
героев-неврастеников, от Долгоносика
в «Двух стрелах» Володина до учителя
русского и Хлестакова он, когда,
отчасти в силу естественных причин, в
той или иной степени его репертуар
перераспределился между Евгением
Мироновым, а потом и Сергеем
Безруковым, перешел на режиссерскую
работу. О том, что он ставил в Канаде,
существуют разные отклики. Спектакли,
поставленные в Театре под
руководством Табакова, шумной славы
ни театру, ни молодому режиссеру не
принесли. «Девушки битлов» – тот
случай, когда не знаешь, что хуже –
пьеса или поставленный по ней
спектакль.
Хорошо журналистам:
до того, как проводить их в зал,
устроили двухчасовую пресс-конференцию,
с бутербродами с красной и белой рыбой,
с пирожками с капустой и с мясом…
Рассказали, что в декабре средняя
заполняемость зала составила 96%, а
кассовые сборы МХАТа превысили 2 млн.
рублей. Самые дорогие билеты теперь
стоят 500 рублей, а самые дешевые – 50. В
общем, растет посещаемость, а вместе с
ней и доходы… Скоро, 1 февраля, будет
объявлено о создании Общества друзей
Художественного театра.
«Девушки
битлов» – первый спектакль «табаковской
сборки» или, если угодно, «табаковского
призыва». По одному спектаклю на Малой
сцене делать окончательные выводы не
стоит (да никто и не станет). Основные
силы брошены на «Кабалу святош», пьесу,
знаковую не только для МХАТа, но и для
Табакова, который принимает роль
Мольера из рук Ефремова (и Табаков, и
режиссер спектакля Адольф Шапиро не
раз заметили, что Ефремов и при жизни
просил ввести Табакова на эту роль).
Александр Марин вроде бы ангажирован
на следующую работу. А после «Кабалы
святош» ожидается постановка
Владимира Машкова. Табаков пообещал,
что до конца года Марк Розовский
поставит переводную комедию «Кошки-мышки»,
Темур Чхеидзе – «Антигону» (где
сыграет Отар Мегвинетухуцеси), а Римас
Туминас – «В ожидании Годо» с
Табаковым и Гафтом в главных ролях. К
2004 году планируется новая постановка
«Вишневого сада», а также
восстановление настоящего сада
напротив Любимовки, по другую сторону
Клязьмы, с возведением мостика через
речку. Есть, о чем написать.
Что делать обычным
зрителям, наблюдающим как более или
менее сентиментальный и в меру
увлекательный сюжет вдруг
превращается в какую-то вампуку,
белиберду, в которой все более
беспомощные ситуации и нагромождения
слов воплощаются в столь же трудно
перевариваемую игру?
Сначала все ясно. В
программке написано: «Девушки битлов.
Телешоу для театра». Телевизионного
ведущего играет Игорь Угольников, в
его программу некто, который просит,
чтобы его называли Сержантом Пеппером
(Игорь Золотовицкий), приводит героинь
своей книги. Документального
повествования про девушек битлов –
тех случайных знакомых, временных
попутчицах Джона, Пола, Джорджа и
Ринго, которым впоследствии посвящали
они свои песни. Рита (Нелли Неведина) –
девушка с бензоколонки, Сэди (Юлия
Чебакова) – «секси Седи», и т.д. – Люси
(Полина Медведева), Мишель (Наталья
Рогожкина). Угольников оказывается
что называется кстати, играя именно то,
что нужно – в нужное время и в нужном
месте. Золотовицкий – в своей обычной
манере, чуть-чуть заторможенного,
мягко говоря, чудаковатого недотепы. (Что
поделать, если ничего другого он уже,
видимо, не может сыграть?!) Девушки –
каждая по-своему – хороши. Четверо
персонажей, довольно странно
поименованных в программке как «Ленин»,
«Маркс», «Маяковский» и «Эйнштейн»,
как слуги просцениума, довольно
остроумно ассистируют им в их
монологах-представлениях. Но в какой-то
момент все вдруг путается и летит в
тартарары.
Как всякий
начинающий драматург, Волынец все
пьесы, условно говоря, Чехова
намеревается вместить в одну, причем
мысль о том, что недосказано что-то
главное приходит ему в голову в тот
самый момент, когда какой-нибудь
дешевый реалист капитулировал бы,
спасовал и поставил точку.
Вдруг
оказывается, что все происходит не на
телевидении, а в психиатрической
клинике, Золотовицкий сам облачается
в больничную пижаму, а Угольникова
заталкивают в спецодежду насильно.
Люси под дулом пистолета заставляет
ведущего телешоу принять какой-то
сильный наркотик… Начинается полный
улет – с вентиляторами и летающими по
воздуху блестками. Потом раздвигаются
телевизионные декорации, за которыми
прятались цветные деревья с
разноцветными плодами на них. Потом
Угольникова убивают, все принимаются
танцевать в новых цветных нарядах.
Потом (или – перед тем?) все снова и еще
окончательнее запутывается.
Четверо «подмастерьев»
появляются в гримах Ленина, Маркса,
Маяковского и Эйнштейна и
соответственно своему образу
картавят или играют на скрипке… Когда
по всем расчетам до заключительных
слов оставалось минут пять, не больше,
вдруг выясняется, что Сэди никогда не
уезжала из Соуэто, а Мишель, вопреки
всем прежним заявлениям, очень хочет
посмотреть на себя в зеркало. После
чего героини знаменитых песен (а
вернее девушки, которые только
выдавали себя за таковых) берут в руки
музыкальные инструменты и играют
живьем, как какой-нибудь старый добрый
ВИА. Четыре фанатки-битломанки поют
песню своих кумиров. Фонограмма
подхватывает и заглушает их.
Вот такая история…
Начинается как милый бред,
продолжается как просто бред, совсем
уже не милый, кончается снова мило, но
оценить сентиментальный финал
получается не у всех.
Среди других,
менее значительных, хотя, возможно, и
более очевидных, самый существенный
недостаток спектакля «Девушки битлов»
– в неспособности к внятному
высказыванию. Как ни крути, любовь к «Битлз»
– история целого поколения, и как бы
кто ни говорил, рассказ про эту любовь,
пусть и в жанре «телешоу для театра»,
– рассказ о поколении. О своем, если
иметь в виду автора пьесы и режиссера (хотя
они и не однолетки). Не получилось,
косноязычие – в эстетическом, так
сказать, плане – подвело.
***
В репертуаре МХАТа
имени А.П.Чехова сегодня нет спектакля
Михаила Ефремова «Злодейка, или Крик
дельфина». Очень жаль. «Злодейка» была
исповедью поколения, спектаклем-самоидентификацией,
во всяком случае, попыткой таковой и,
против нынешних «Девушек битлов»,
весьма удачной. Она многое говорила о
надеждах и разочарованиях поколения,
по сути – того же, о котором пишет
вослед Охлобыстину Сергей Волынец.
Если это было сделано ради «Девушек
битлов» – тем более жаль.
Также по теме >>