Женщины превратились в
девушек.
Во МХАТе имени Чехова вчера
состоялась премьера спектакля "Девушки
битлов" по пьесе Сергея Волынца.
Постановка идет на Малой сцене, но
внимание ей уделяется большое: это
первый спектакль, задуманный и
осуществленный уже при Олеге Табакове.
Других современных русских пьес в
ближайших репертуарных планах МХАТа
пока не значится.
Первоначально пьеса называлась "Женщины
битлов", но к премьере она
превратилась в "Девушек битлов".
Впрочем, это совершенно поразительное
превращение - не самое удивительное из
событий, происходящих на сцене МХАТа.
Последняя представляет собой
телевизионную студию, где готовятся к
ток-шоу (жанр спектакля - "телешоу для
театра"). Режиссер и ведущая ждут в
гости нескольких женщин, сосватанных в
передачу неким странным субъектом по
имени сержант Пеппер. Каждая из них
готова рассказать сенсационную историю,
в свое время связавшую ее с одним из
участников квартета "Битлз".
Имена участниц шоу - Рита, Люси, Сэда и
Мишель - знакомы по битловским хитам.
Одна утверждает, что переспала с Ринго
Старром, другая - что ширялась в
Центральном парке с Харрисоном, третья -
что, ни много ни мало, удочерила Леннона,
которому нужна была именно мать, а не
женщина. Дамы сравнительно молоды, и
понятно, что все истории родились в их
воображении. Но дело не в достоверности
сюжетов и даже самих персонажей. Завязка
пьесы действительно интригует и обещает
трогательный сюжет об одиночестве, об
иллюзиях, о бегстве от реальности. И
вдобавок о телевидении, которое
человеческие слабости и комплексы
переваривает и превращает в товар. От
"ящика" представительствует Игорь
Угольников, вернувшийся на театральную
сцену, чтобы изобразить бойкого,
практичного ведущего шоу. Он и играет в
спектакле лучше всех, остро чувствуя
жанр и ритм, смешно и точно передавая
телевизионную манеру оформлять правду
жизни во вкусный видеосюжет.
Дальнейшее печально: умное и пристойно
сыгранное начало превращается в
безвкусную вампуку. Драматург, а вслед
за ним и режиссер Александр Марин,
очевидно, решили сгустить краски.
Получился невообразимый наворот
несуразиц, от которых не успеваешь
вовремя уворачиваться - вот уже и
телережиссер присоединилась к компании
девушек, потом телестудия превратилась
в психушку, а там уже и ведущий обряжен в
пижаму пациента, четверка же его
студийных помощников выскочила на сцену
Лениным, Сталиным, Эйнштейном и
Маяковским. Разъехались створки
студийной декорации, костюмы запестрели
яркими красками, на деревьях зажглись
гирлянды, все стали наперебой кричать и
танцевать, врубилась фонограмма,
зазвучала свежая философия в духе "Весь
мир - сумасшедший дом". Потом все-таки
оказалось, что вакханалия были
разыграна строго по сценарию телешоу, а
все участники могут обратиться в кассу
за гонораром. Здраво проанализировать
это можно только в том духе, что таково,
видимо, в обновленном МХАТе
представление об эстетике, способной
привлечь в театр продвинутого зрителя.
Того, которого калачом не заманишь на
скучную классику.
Впрочем, знакомые битломаны потом
уверяли меня, что в тот момент, когда -
между третьим и четвертым лжефиналом
спектакля - четыре "женщины битлов"
взяли в руки музыкальные инструменты и
сами стали исполнять один из битловских
хитов, они, эти битломаны из публики,
поневоле смахивали слезы. Так что верным
поклонникам ливерпульской четверки
сходить на мхатовскую премьеру все-таки
стоит - есть шанс, что в какой-то момент
проберет и их.
Вечерняя Москва, 26 января 2001 года
Ольга Фукс
Битломания в Камергерском переулке.
Спектакль "Девушки битлов" по пьесе
переводчика с английского Сергея Волынца в
постановке табаковского ученика
Александра Марина - это первая мхатовская
премьера, за которую художественный
руководитель Олег Табаков несет полную
ответственность.
Премьеры, которые вышли во МХАТе после
смерти Олега Ефремова, Олег Табаков связал
с наследованием планов своего
предшественника и учителя. Тем самым как бы
слегка дистанцировался от этих трех
спектаклей («Сирано де Бержерак», «Лесная
песня», «Венецианский антиквар»). И даже
честно признался, что «Лесная песня» ему не
понравилась еще на уровне замысла:
драматургия там, дескать, второго-третьего
сорта.
На 2001 год у Табакова серьезные и внушающие
большие надежды планы — «Мольер» Булгакова
в постановке Адольфа Шапиро, где Табаков
сыграет вместе с Натальей Гундаревой, «Антигона»
Ануя в постановке Темура Чхеидзе с участием
Отара Мегниветухуцеси, «В ожидании Годо»
Беккета в постановке Римаса Туминаса, «где
мы с Гафтом на пару сыграем — чего уже нам
осталось», комедия Рэя Куни «Он, она,
покойник и окно» в постановке Владимира
Машкова и другие задумки. Но «первый блин»
МХАТа эпохи Табакова — «Девушки битлов» —
явно вышел комом.
На телешоу пригласили одного
сентиментального чудака, написавшего книгу
на основе рассказов разных девушек, у
которых что-то было (или не было — просто
фантазия разыгралась) с каждым из битлов, а
потом в результате этих мимолетных встреч в
репертуаре ливерпульской четверки
появлялись такие хиты, как «Гёрл», «Мишель»,
«Хэй, Джуд» и так далее. Девушек,
естественно, тоже пригласили. Ведущий
слегка хамит этим очарованным созданиям,
подвергает сомнению правдивость их историй,
живенько интересуется сексуальными
подробностями этих встреч, протестует
против слова «наркотики» в эфире (а как же
про «BEATLES» и без наркотиков) — в общем,
работает, пытаясь по-быстренькому сляпать
из этих откровений очередную передачу. И...
оказывается в психушке с теми же
персонажами. Там он совсем чуть-чуть
грустит, но потом смиряется, соглашаясь с
медсестрой (которая по совместительству
режиссерша его шоу и его холодная
заботливая любовница): «Выйдете отсюда, но
там все не так, как у «BEATLES». А потом... все
разгримировываются, девушки битлов берут в
руки инструменты и демонстрируют начальные
навыки умения игры на синтезаторе и
электрогитаре. Они поют «Гёрл», а настоящие
«BEATLES» вторят им сверху. Вам все это
интересно? Вот именно.
Помимо заманчивого названия публика
может купиться на имя популярного
телеведущего Игоря Угольникова, который
играет своего коллегу. Играет с полным
знанием дела относительно того, сколько
цинизма идет на производство грез. С
натренированным обаянием и абсолютной
серьезностью, когда надо погрустить, что в
жизни, эх-х, все не как у битлов. Игорь
Золотовицкий (летописец коротких
битловских романов), напротив, откровенно
балуется своей ролькой, надкусывает ее, как
орешек, и легко выжимает из нее все что
можно. «Женщины, прикинувшиеся девушками
битлов» (по определению Табакова),
представили богатый ассортимент мужских
вкусов. Нелли Неведина в роли Риты сыграла
свою энную по счету задушевную и
сердобольную лохушку. Полина Медведева в
роли романтической мстительницы-наркоманки
Люси, напротив, лихо разделалась с амплуа
героини, которое ей так часто достается. Кще
в "ассортименте" - стильная секси Сэди (Юлия
Чебакова) и собирательный образ маленьких
изящных рыжеволосых француженок (Наталья
Рогожкина), порой напоминающий нелепую
пародию на актерскую манеру сестер
Кутеповых. Пожалуй, самым органичным здесь
выглядит один из четырех телевизионных
мальчиков на побегушках, который обретает
индивидуальность только в психушке, став
там Эйнштейном (Эдуард Чекмазов).
Но в целом ни удачами тут актерам
гордиться не стоит, ни провалом стыдиться:
уж больно материал мелок. Добавьте сюда
аляповатые до ряди костюмы, музыкальную
нарезку из битлов, маленькие режиссерские
радости-финтифлюшки. И получится мелкий
междусобойчик длиной в два часа,
претендующий на то, чтобы считаться
стильным спектаклем по современной
оригинальной пьесе. А зачем иначе было за
это браться?
Также по теме >>