Краткая история The Beatles в фотоальбоме. Гл.9 Незабываемые мелодии.
В истории «Битлз» быливзлеты
и падения, всемирная слава и грандиозные скандалы, как-то устроенная
сильно набожными американцами религиозная истерия по поводу оброненной
Ленноном фразы, что «Битлз» популярнее и имеют большее влияние на
молодежь, чем Иисус.
Баловались
битлы и марихуаной, экспериментировали с ЛДС, все это было, но главное
— это их незабываемые песни. Эта глава, как и все предыдущие, посвящена
творчеству «Битлз», о том, как создавали битлы свои непревзойденные
музыкальные произведения.
Джордж
Харрисон: «Поначалу все эти концерты и битломания были в новинку, а
потом приелись, и нам стало очень скучно. Дело было не в шуме, когда мы
не слышали музыку, и не в том, что мы играли одни и те же старые песни,
просто всего этого уже было слишком много. Далее когда вопящие фаны
были далеко, нас окружали такие же шумные полицейские, лорд‑мэры, их
жены, менеджеры отелей и их свита. Мы чувствовали себя спокойно, только
когда приходили в свой номер и запирались в ванной. Только в ванной мы
могли радоваться тишине и покою».
Джон Леннон: «Сочинением песен мы зарабатывали больше денег, чем выступлениями, приветствиями и всем остальным.
Я написал восемь тактов в средней части «Michelle»,
одной из песен Пола. Как-то он напел мне первые несколько тактов и
спросил: «Ну и как мне быть дальше?» Я слушал Нину Симон, кажется,
песню «I Put A Spell On You», и там была строчка, в которой
повторялось: «Я люблю тебя, я люблю тебя, я люблю тебя». Я и предложил
вставить это в середину: «I love you, I love you, I lo‑o‑ove you».
Моим
вкладом в песни Пола обычно становились блюзовые интонации. В противном
случае «Michelle» стала бы чистой балладой. Он привносил легкость и
оптимизм, а я — печаль, диссонансы, грустные блюзовые ноты. Был момент,
когда мне казалось, что я не пишу мелодии, что их пишет Пол, а я
сочиняю только кричалки — самый типичный рок-н-ролл. Но если вспомнить
такие песни, как «In My Life» или – из ранних – «This Boy», то
понимаешь, что и xopoшие мелодии были мне по плечу.
Пол
Маккартни: «Когда мы только выпустили „Michelle“, помню, однажды
вечером в клубе „Ad Lib“ ее услышал Дэвид Бейли и спросил: „Ты шутить?
Что это? Шутка, да?“ Я отреагировал: „Иди ты! Это настоящая мелодия!“ И
меня удивило то, что он так ее воспринял. Теперь, вспоминая
шестидесятые, я понимаю, почему так произошло: после таких песен, как
„Needles And Pins“ и „Please Please Me“, вдруг появилась „Michelle“».
Джон
Леннон: «Все вместе мы многому научились. Джордж Мартин обладал
обширными музыкальными познаниями и образованием, он мог перевести для
нас что угодно и многое предлагал. Он демонстрировал поразительные
технические приемы: он мог замедлить на пленке партию пианино или
сделать еще что-то в этом роде. Мы говорили: «Мы хотим, чтобы это
звучало так-то и так-то». А он отвечал: «Слушайте, ребята, сегодня я
думал об этом, а вчера вечером говорил... неважно, с кем, и решил
попробовать вот что». А мы говорили: «Отлично, давай добавь это сюда».
Иногда он предлагал: «Вы слышали когда-нибудь гобой?» Мы спрашивали:
«Это еще что?» – «А вот что...»
Джордж
Харрисон: «Во время работы над альбомом „Rubber Soul“ я еще побаивался
писать песни, поскольку Джон и Пол писали их с самого детства. Было
нелегко вдруг взять и начать писать. Они уже успели этому времени
набить руку. Большую часть своих неудачных песен они создали еще до
того, как мы впервые попали в студию звукозаписи. А я должен был вдруг
взять и начать писать и создавать вещи, которые было бы не стыдно
включить в альбом вместе с их замечательными хитами. Это очень трудно».
Пол
Маккартни: «К 1965 году мы с Джоном писали уже довольно хорошо. Иногда
нам не хватало домашних заготовок, но ко времени «Rubber Soul» они у
нас накопились.
Чаще всего мы писали вместе. Мы запирались вдвоем и говорили: «Ну, что у нас есть?» Джон
придумывал половину идеи, как для «In My Life» (В моей жизни): «Эти
места, которые я помню...» (Думаю, сначала он принес эти стихи —
«Места, которые я помню».) Мы дописывали мелодию, главную тему, и через
три-четыре часа почти всегда работа была закончена. Не припомню, чтобы
когда-нибудь мы расходились, не дописав песню.
Пол Маккартни: «Мы не можем перестать писать песни – это почти привычка».
Джон Леннон: «Girl»
– настоящая вещь. Никакой конкретной девушки не существует, она лишь
мечта, но слова абсолютно верные. Но так получилось, что потом она
все-таки стала песней о вполне определенной девушке, той самой, которую
искали многие из нас. Для меня ею стала Йоко. В ней поется: «Говорил ли
ей кто-нибудь в молодости, что только боль ведет к наслаждению, поняла
ли она это?» Вопрос почти из области философии. Я думал об этом, когда
писал эту вещь».
Джон
Леннон: «По-моему, ”In My Life” – мое первое настоящее серьезное
произведение. До тех пор я писал горы песен, но выбрасывал их без тени
сожаления. Одна часть моего разума писала книги, а вторая выпускала
такую продукцию, как «я люблю тебя» и «ты любишь меня», потому что это
было наше с Полом занятие того времени. Я всегда пытался придать словам
некоторый смысл, но по-настоящему это меня не заботило.
Это
была первая песня, которую я написал сознательно, песня о своей жизни.
Она родилась, когда я услышал реплику одного английского журналиста и
писателя после выхода в свет моей книги "In His Own Write": «Почему бы
вам не начать писать песни так, как вы пишете книги? Или почему бы вам
не начать писать песни о своем детстве?»
Сначала
я писал стихи, а потом делал из них песни. Так было, например, с такими
песнями, как "In My Life", "Across The Universe" (По всей Вселенной), и
некоторыми другими, которые заметно отличаются от остальных. Я писал на
верхнем этаже в Кенвуде, где у меня стояло десять магнитофонов,
соединенных между собой. Я разбирался с ними год или два, но записывать
там настоящий рок-н-ролл я так и не научился. А вот всякую странную
дребедень – сколько угодно. Я начал с поездки в автобусе от моего дома
251 по Менлав-авеню в центр. Я написал целый цикл стихов, в которых
говорил обо всем, что дорого мне, обо всех памятных мне местах
Ливерпуля. Эти стихи потом стали песней "In My Life" – воспоминанием о
прежних друзьях и любимых тех лет. Пол помог мне написать музыку для
середины песни».
Пол
Маккартни: «Забавно, что это чуть ли не единственная песня, мнения о
которой у нас с Джоном разошлись. Помню, я работал тогда над мелодией
на меллотроне, который стоял у него где-то на полпути с первого этажа
на второй».
Джон Леннон: "Большинство моих хороших песен написано от первого лица. «In My Life», «I'm A Loser», «Help!», «Strawberry Fields» – всеэтоличныепесни. Я
всегда писал о себе, когда мог. Мне не нравилось писать от третьего
лица песни о людях, живущих в бетонных квартирах, или о чем-то в этом
духе. Мне нравится музыка от первого лица. Но из-за своего
разгильдяйства и по многим другим причинам я лишь время от времени
писал конкретно о себе.
С
того же времени, с того же периода мне перестала нравиться песня "Run
For Your Life" (Беги, спасая свою жизнь), потому что я писал ее
второпях. К ее созданию меня подтолкнула — ассоциации, правда, весьма
туманные — песня "Baby Let's Play House". Там есть строчка: "Лучше бы
мне увидеть тебя мертвой, детка, чем с другим мужчиной". И вся песня
строилась вокруг нее. Не думаю, что это имеет какое-то значение, но эта
песня входила в число любимых вещей Джорджа" .
Джордж
Харрисон: «Я бы не сказал, что мои песни автобиографичны. Может быть,
только „Taxman“ („Сборщик налогов“). Потом, после распада „Битлз“,
такие были. А ранние состояли просто из придуманных слов».
Джордж Мартин:
«В студии они развлекались вовсю и сами безумно радовались этому. Они
много шутили и смеялись, особенно при наложении голосовых партий. Джон
был очень смешным. Да, собственно, все они были такими. Помню, это было
веселое время».
Пол
Маккартни: «Когда мы записали «Сержанта Пеппера», я привез его Дилану в
отель «Мэйфейр» в Лондоне. Помню, как я поставил ему кое-что из
«Сержанта Пеппера», и он сказал: «О, я понял: вы больше не хотите быть
милашками».
25 июня 1967 года. «The Beatles» на первом всемирном спутниковом теле-шоу.
25
июня 1967 года «The Beatles» стали первым ансамблем, выступление
которого транслировали на весь мир — их смогли увидеть почти 400
миллионов человек во всех странах. Их номер стал частью первой в мире
глобальной телепрограммы «Наш мир» (Our World). Выступление
транслировалось прямо из главной студии The Beatles на улице Эбби-Роуд
в Лондоне, во время него была записана видеоверсия песни «All You Need
Is Love».
Пол Маккартни: «В декабре мы совершили последнее турне по Великобритании.Долгое время мы работали почти каждый день, выступая вживую, поэтому теперь нас гораздо больше интересовали записи.
Мы
были словно художники, которым никогда не позволяли рисовать, – вместо
этого мы должны были просто продавать свои картины по всей стране. А
потом вдруг кто-то объяснил нам: "У вас может появиться студия, вы
сможете рисовать не торопясь". Само собой, работа в студии звукозаписи
привлекала нас больше, чем гастроли».
«Битлз» в студии звукозаписи
Джон
Леннон: «Я всегда любил записываться. Как только я побывал в студии и в
операторской, я понял: это для меня. Мне нравилось, что здесь все
зависит только от меня».
Ринго
Старр: "К концу 1965 года гастроли всем надоели. Помню, как мы
собрались и разговорились о том, что в мире музыки ощущается спад, не
говоря уже о том, как скучно разъезжать повсюду и жить в отелях».
Пол
Маккартни: "Не думаю, что нас очень заботили наши музыкальные
способности. Проблему представлял окружающий мир, а не мы сами. Это
лучшее качество «Битлз»: никто из нас не беспокоился о музыкальной
стороне. Думаю, нам всегда не терпелось приступить к делу.
Перестав ездить в турне, мы обосновались в студии. У нас были новые песни.
Не
знаю, считают ли поэты, что они должны сами пережить то, о чем они
пишут, но могу заверить вас, что почти на девяносто процентов все наши
песни созданы лишь нашим воображением. Не думаю, что Бетховен все время
был в плохом настроении.
Я
так и не научился нотной грамоте, хотя в детстве взял немало уроков.
Сначала я учился у старой дамы, которая задавала мне домашние задания.
Затем, когда мне было шестнадцать лет, я снова стал учиться у молодого
парня, моего соседа. Но когда дело дошло до упражнений с пятью
пальцами, мне стало скучно, потому что я уже писал короткие мелодии
вроде "When I'm Sixty‑Four". Этим делом я увлекся, и возвращаться назад
к теоретическим основам было уже слишком поздно».