Колебания воздуха. EMI.13.09.2006
Охотясь за звуками ХХ века, EMI прошла путь от граммофона до компакт-диска.
EMI (англ. Electric and Music Industries) — британская медиа-группа (EMI Group), одна из крупнейших звукозаписывающих компаний мира (входит в «Большую четвёрку»). Штаб-квартира размещается в Лондоне.
История EMI
началась с обмана. В 1897 году в Лондон из США прибыл Уильям Барри
Оуэн. Он должен был защищать европейские интересы своего работодателя –
американского изобретателя граммофона Эмиля Берлинера, однако вместо
этого основал собственную компанию с незамысловатым названием – Gramophone Company.
Предприимчивый Оуэн объединил капиталы с инвестором Тревором
Уильямсом. В июле 1898 года к ним присоединился еще один бывший
соратник Берлинера – Фред Гайсберг, который стал первым звукорежиссером
компании. Gramophone Company приступила к выпуску продукции – граммофонов, грампластинок и сопутствующих товаров.
Собачья слава
Становлению Gramophone Company очень помогло то, что уже в ранние годы ей удалось создать яркий и узнаваемый брэнд. Определенную роль в этом сыграл случай.
В конце XIX века в Ливерпуле жил и
работал не слишком удачливый художник Фрэнсис Барро. От брата Марка,
скончавшегося в 1887 году, ему в наследство достался симпатичный пес
Ниппер. По легенде, собака часами просиживала около хозяйского
фонографа, пытаясь определить, откуда идет звук. Зрелище было
презабавное и в то же время трогательное. Хороший сюжет для картины,
сообразил Барро и взялся за кисть. Готовое полотно он поначалу назвал
честно: «Собака, разглядывающая и слушающая фонограф», однако потом для
пущей трогательности переименовал в «Голос его хозяина».
Барро попытался выставить картину в Королевской академии
художеств, но получил отказ. Попытка пристроить шедевр в какой-нибудь
журнал также не увенчалась успехом. Тогда практичный живописец
обратился в The Edison Bell Company (ведущий производитель цилиндровых фонографов). «Собаки не слушают фонограф!» – сказали ему там и тоже указали на дверь.
Следующей и последней остановкой для Барро стала Gramophone Company,
где картина наконец обрела своего благодарного зрителя. Сам мистер Оуэн
принял художника и выразил желание приобрести полотно, если тот заменит
слово «фонограф» на «граммофон». Барро не заставил себя долго
упрашивать – граммофон так граммофон. За работу ему заплатили 50 фунтов
стерлингов, и столько же он получил за продажу авторских прав.
Впоследствии компания заказала художнику еще 24 копии.
Впервые пес, слушающий граммофон, появился на страницах рекламной брошюры Gramophone Company
в январе 1900 года. Публике понравилась сцена, и этот логотип стал
использоваться все чаще. В 1910 году компания зарегистрировала картинку
с собакой и ее название – His Master’s Voice (HMV) как официальную торговую марку. По сути эта аббревиатура на долгие годы стала вторым именем для Gramophone Company, а затем и EMI.
«Гонорар чудовищный»
Впрочем, для успешного бизнеса одного пса было недостаточно. Для раскрутки проекта Gramophone Company
были необходимы настоящие звезды, иначе граммофону грозила участь
других диковин – пианолы и шарманки, которые недолго служили игрушками
человечества и не приобрели массовой популярности. И такая звезда
отыскалась в Милане, куда в марте 1902 года приехал звукорежиссер Gramophone Company
Фред Гайсберг. Вместе с братом и местным торговым представителем
компании он пошел послушать широко разрекламированную оперу Альберто
Франкетти «Германия». В тот вечер на сцене блистал 29-летний Энрике
Карузо. Впечатленный его выступлением, Гайсберг решил выяснить у
тенора, сколько тот хочет получить за запись десяти песен. Карузо
запросил 100 фунтов стерлингов. «В то время эти условия ошеломляли, –
вспоминал потом Гайсберг, – однако я передал их в Лондон, сопроводив
самой лестной рекомендацией…» Ответ пришел быстро: «Гонорар чудовищный,
запись запрещаю». Гайсберг пошел на риск и без санкции начальства
согласился выплатить запрошенный гонорар. 18 марта 1902 года Карузо –
«добродушный и свежий» – пришел в студию и за два часа спел десять
песен под аккомпанемент фортепиано. Эта запись, удивительно близкая по
звучанию к оригинальному исполнению, прославила и певца, и компанию.
Как признавал сам Гайсберг, Карузо «сделал граммофон». За следующие
двадцать лет Карузо получил от продажи пластинки около миллиона фунтов
стерлингов.
Успех Карузо стал сигналом и для других звезд оперной сцены. В
1903 году компания записала Франческо Таманьо – первого исполнителя
партии Отелло в опере Джузеппе Верди «Отелло». Спустя год был заключен
контракт с известной певицей Нелли Мельбой, которая потребовала, чтобы
пластинки с ее записями были украшены особыми лиловыми ярлыками и
стоили на шиллинг дороже других. В 1906 году Гайсбергу удалось
уговорить записаться великую Аделину Патти. Услышав свой голос на
грампластинке, шестидесятилетняя певица восхищенно воскликнула: «Теперь
я знаю, почему я Патти!»
«Освоив» Европу, Гайсберг отправился в Россию. Он исколесил ее
вдоль и поперек и записал массу интересного материала: цыганские песни
знаменитой Вари Паниной, военные марши, пасхальные богослужения в
Нижнем Новгороде, народные мелодии. Гайсберг сумел очаровать звезду
русского романса Анастасию Вяльцеву. Грампластинка с записью песни
«Гайда, тройка!» принесла ей популярность во всем мире.
Ведущая певица императорского оперного театра Мария Михайлова
охотно записала «Вечернюю серенаду» Франца Шуберта. А вот ее частый
партнер Леонид Собинов поначалу наотрез отказался записываться, так же
как и Федор Шаляпин. Только сыграв на их соперничестве, Гайсберг
уговорил обоих певцов записать свои выступления.
Мемуаристы вспоминают Фреда Гайсберга как удивительно тонкого
и деликатного человека, который с трепетом относился к звездам, с
которыми работал. Своей главной задачей он считал донести до слушателя
музыкальное искусство в его первозданном звучании, ничего не добавляя и
не редактируя. При этом Гайсберг был скромен и непритязателен:
проработав в компании несколько десятков лет и сделав для нее так
много, он даже не был удостоен чести войти в состав совета директоров.
«Убийца классической музыки»
К 1913 году треть британских семей обзавелась собственными граммофонами. Спросу соответствовало предложение: только в 1914 году Gramophone Company
выпустила около 4 млн записей. Даже несмотря на начало первой мировой
войны и потерю представительств в России и Германии, компания
процветала. В 1921 году известный британский композитор сэр Эдвард
Элгар открыл первый музыкальный магазин HMV на Оксфорд-стрит в Лондоне.
Уверенную поступь Gramophone Company
остановила Великая депрессия. В поисках выхода из кризиса в 1931 году
компания приняла решение объединиться со своим главным конкурентом – Columbia Gramophone Company, а также с рядом более мелких студий. Новый монстр индустрии звукозаписи получил название Electric & Musical Industries, сокращенно EMI, - в результате слияния двух звукозаписывающих лейблов — британских Columbia и Gramophone. Под его флагом объединились также лейблы, как Electrola, HMV, Regal, Zonophone, Odeon, Pathe и Parlophone. Альфред Кларк из Gramophone Company стал председателем правления, а Луис Стерлинг – управляющим директором.
Хотя Фред Гайсберг по-прежнему играл важную роль в
формировании творческого портфеля объединенной компании, его постепенно
стал вытеснять с первых позиций собственный ученик и помощник – Уолтер
Легг. Об этом человеке стоит рассказать особо, ведь сам он считал себя
первым продюсером звукозаписи.
Страстный поклонник классической музыки, Легг пришел на работу в Gramophone Company в 1926 году, будучи еще совсем молодым человеком.
После образования EMI Легг получил
возможность упрочить свое положение в компании. Он предложил
руководству поистине революционную схему – оплачивать записи из
средств, собранных потенциальными покупателями. Легг рассчитал,
например, что, если собрать с 500 подписчиков по 30 шиллингов, этой
суммы хватит, чтобы оплатить первую в истории запись мрачных песен Хуго
Вольфа. Хотя это и попахивало авантюрой, руководители EMI
одобрили эксперимент. К всеобщему удивлению, он удался. Легг сумел
заинтересовать необходимое количество меломанов, в том числе и из
Японии, и искомая сумма была собрана. Подписное издание песен Вольфа в
исполнении Елены Герхардт вышло в свет в апреле 1932 года.
Следуя той же схеме, Легг сделал ряд блестящих записей, для
которых привлек ведущих музыкантов и дирижеров своего времени. Риск для
EMI был минимальным, а прибыли – огромными.
Неудивительно, что Легг, которому не исполнилось еще и тридцати, стал
любимцем руководства EMI.
При этом, как пишет в своей книге «Кто убил классическую
музыку?» английский журналист Норманн Лебрехт, Легг отказался от
принципов, которых придерживался его учитель Фред Гайсберг. Тот никогда
не вмешивался в творческий процесс, считая, что запись должна полностью
соответствовать живому звучанию. Иначе мыслил Легг: «Я решил, что
запись должна быть плодом взаимодействия артистов и тех, кого сейчас
называют «продюсерами». Я хотел добиться большего, чем то, чего обычно
достигают на публичных выступлениях. Я задался целью перенести на диск
лучшее, что может дать артист, находясь в самых лучших для творчества
условиях».
Добиваясь этой цели, Легг нередко вел себя довольно
бесцеремонно. Вообще большинство современников, даже признавая его
вклад в развитие индустрии звукозаписи, описывают Легга как неприятного
человека, самодура и грубияна.
Вторая мировая война стала причиной нового кризиса в EMI.
Компания испытывала нехватку сырья для изготовления пластинок,
большинство молодых сотрудников ушли воевать. Из-за слабого зрения Легг
не был призван на службу, но он все равно проводил много времени в
местах боевых действий, организовывая концерты для военных.
После окончания войны Легг создал новый оркестр под названием
«Филармония», куда вошли в основном те музыканты, которые в военные
годы ездили с ним на концерты. Оркестром дирижировали многие известные
мастера – Рихард Штраус, Вильгельм Фуртвенглер, Герберт фон Караян,
Отто Клемперер. Вскоре «Филармония» стала одним из самых популярных
коллективов мира.
В 1957 году EMI приобрели американский лейбл Capitol Records, получив, таким образом, лицензирование на выпуск американской музыки (давние контракты с RCA Victor и Columbia Records были прекращены). EMI также принадлежало множество лейблов в странах Британского Содружества, а также Индии, Австралии и Новой Зеландии. В 1990-е гг. EMI приобрели лейбл Virgin Records. Сами EMI владеют также своим собственным лейблом EMI Records, в который входит множество малых лейблов (Parlophone, Real World, специлизированные лейблы типа EMI Classics). Более половины британских исполнителей поп-музыки выпускались на EMI.
Хотя Легг занимался оркестром в рабочее время, руководство EMI до
поры до времени закрывало глаза на его побочную деятельность. В этом
был свой расчет: многие лучшие записи того времени были сделаны как раз
с участием «Филармонии». Однако в 1963 году у Легга возникли
разногласия с начальством, и он подал в отставку. Легг больше никогда
не занимал ключевых постов в звукозаписывающей индустрии, хотя принимал
участие в отдельных записях и организации живых концертов. Умер он в
1979 году в возрасте 72 лет. Влиятельный критик Эндрю Портер написал в
некрологе: «Он сделал, вероятно, больше, чем любой из наших
современников, для повышения стандартов музыкального исполнительства.
Мир многим обязан ему за то, что он нашел, отобрал, распространил и
сохранил для потомства лучшее из того, что было в музыкальной культуре
середины двадцатого века».
Впрочем, не все вспоминают Легга тепло или хотя бы с
благодарностью. В частности, Норманн Лебрехт в числе корыстолюбивых
убийц, создавших современную непрозрачную музыкальную индустрию,
называет и Легга. Однако факт остается фактом: записи, сделанные
Уолтером Леггом, до сих пор входят в «золотой фонд» EMI Classic и пользуются огромной популярностью у слушателей.
Не везет в любви
Во второй половине ХХ века в репертуар EMI хлынула музыка массовых жанров. Количество звезд, в свое время работавших с EMI, трудно сосчитать. В июне 1962 года студия Parlophone, входящая в группу, подписала контракт с Beatles, а уже в октябре вышел первый сингл ливерпульской четверки – Love Me Do. В 1967 году был заключен контракт с Pink Floyd, в 1972-м – с Queen.
В 1971 году Electric & Musical Industries официально поменяла название на EMI Ltd.
«Мы считаем, что это изменение имеет смысл по двум причинам. Во-первых,
потому, что прежнее имя уже не отражает широкого спектра нашей
деятельности и интересов, а во-вторых, во всем мире нас называют
аббревиатурой EMI», – говорилось в заявлении руководства компании.
Позже EMI стала продюсировать такие группы, как Deep Purple, Duran Duran, Rolling Stones, Radiohead, Coldplay, Blur
и др. Не менее внушителен список исполнителей-солистов: Клифф Ричард,
Джо Кокер, Дэвид Боуи, Кейт Буш, Шина Истон, Джордж Майкл, Кайли
Миноуг, Робби Уильямс, Нора Джонс.
Были и проколы. В стремлении оставаться на пике актуальности в октябре 1976 года EMI подписала контракт с «малоизвестной, но многообещающей» группой Sex Pistols.
Команда действительно быстро прославилась, но известность эта была
скорее скандальной. 1 декабря по случаю выхода дебютного сингла Anarchy
in UK группа была приглашена на телевидение, где ведущий попросил ребят
сказать «что-нибудь возмутительное». Гитарист Стив Джонс воспринял эту
просьбу буквально и вывалил в эфир кучу ругательств. На следующий день
все газеты взахлеб рассказывали об этом инциденте. Руководство EMI
сочло за лучшее расторгнуть контракт с неблагонадежной группой.
Сегодня EMI не испытывает трудностей
со звездами. Менеджеров компании, история которой началась с нарушения
авторских прав, тревожат проблемы другого рода: музыкальное пиратство,
свободное распространение музыки в Интернете, жесткая конкуренция на
медиа-рынке, появление все новых и новых технологий (например,
технология DVD активно вытесняет традиционные CD). Для решения этих проблем EMI пыталась вступать в альянсы, но ей явно не везло в вопросах сотрудничества.
С 1979 года EMI входила в транснациональный концерн Thorn-EMI, однако в 1996 году акционеры проголосовали за обособление, так что EMI вела бизнес в одиночестве. С тех пор EMI Group
(таково нынешнее название британской компании) находится в поиске
стратегических партнеров. Дважды – в 2000-м и 2003-м – она пыталась
объединить свой звукозаписывающий бизнес с аналогичным бизнесом Time Warner, и оба раза безуспешно. В первый раз сделке помешали европейские законодатели, во второй – канадская Seagram, предложившая больше денег. Не состоялся и союз с немецкой Bertelsmann, и тоже в результате противодействия антимонопольных органов. Так что пока EMI
сохраняет свой статус самой крупной из независимых звукозаписывающих
компаний, при этом удерживая место в пятерке ведущих мировых лейблов.
В 1999 году EMI Group возглавил Эрик Николи, до этого работавший в United Biscuits.
Его антикризисная программа не отличалась особой оригинальностью:
главными пунктами стали массовые сокращения и жесткий контроль
расходов. Только в 2001 году компания уволила 1800 человек (в основном
с заводов в Нидерландах и США). Был пересмотрен и список групп и
исполнителей, с которыми работает EMI. Сегодня компания менее склонна ставить на «темных лошадок», предпочитая беспроигрышные варианты.
Новая политика приносит свои плоды. Хотя о преодолении кризиса
говорить пока рано, 2003 год компания закончила лучше, чем предыдущий.
Объем продаж составил $3,4 млрд, а чистая прибыль – $361 млн.
EMI в настоящее время третья по величине звукозаписывающая компания в мире после Universal Music Group и Sony BMG; EMI продают свою продукцию в 50 странах. Компании принадлежат права на более чем 1 млн. композиций. По данным Hoover’s, в 2005 году выручка компании снизилась на 5,7 % до $3,65 млрд., прибыль упала на 181 % до 105 млн.