Электрогитара - это разновидность гитары со сплошным корпусом и
электронными звукоснимателями, преобразующими колебания стальных струн
в электрический ток. Сигнал со звукоснимателей может быть обработан
для получения различных звуковых эффектов и затем усилен для
воспроизведения через динамики.
Наиболее распространены шестиструнные электрогитары. Строй
шестиструнной гитары аналогичен строю акустической гитары: ми ля ре
соль си ми (E A D G B E). Достаточно часто используется строй «dropped
D», в котором нижняя струна настраивается в ре (D). В семиструнных
электрогитарах чаще всего дополнительная нижняя струна настраивается в
си (B).
Типичными, наиболее популярными и одними из старейших моделей электрогитар являются Telecaster (выпущена в 1952 году) и Stratocaster (1954) компании Fender и Les Paul (1952) компании Gibson.
Эти гитары считаются эталонными и имеют множество копий и подражаний,
производимыми другими компаниями. Многие современные крупные компании
по производству музыкальных инструментов в начале своей деятельности
выпускали лишь копии популярных моделей Fender и Gibson. Впрочем, в
последствии такие фирмы как Ibanez, Jackson и другие выпустили
собственные модельные ряды инструментов, которые стали очень
популярными в мире.
История создания электрогитары.
Начать следует с того, что есть масса музыкальных направлений, без этого инструмента даже не невозможных, а попросту не существующих. В некоторых направлениях и стилях она играет превалирующую роль — речь идёт о рок-н-ролле и его производных, вплоть до Heavy, а также Doom/Death и Black Metal (самых тёмных и, подчас, злобных музыкальных стилях). Без гитар всё вышеперечисленное невозможно. Электрогитару используют и в ряде других музыкальных стилей — в разной степени. Кроме того, то музыкальное направление, где электрогитара начала, так сказать, обретать себя, вполне без электрогитары может обойтись. Речь идёт о блюзе. А дело было так.
Многочисленные американские джазовые и блюзовые бэнды 1920-х и 1930-х
годов использовали акустическую гитару, однако её почти не было слышно,
посему она оказалась на должности исключительно ритм-инструмента.
Да и там её слышно было еле-еле, несмотря на то, что с конца XIX века было предпринято немало усилий для повышения громкости этого инструмента, в частности — изменения формы резонаторного ящика и изобретение стальных струн.
Так или иначе, гитаре иной раз предпочитали банджо — за более яркий звук.
Первые известные эксперименты с усилением гитарного звука при помощи электричества, относятся к 1923 году — когда некий инженер и изобретатель Ллойд Лор (Lloyd Loar) изобрёл электростатический звукосниматель, фиксировавший колебания резонаторного ящика струнных инструментов.
На рынке, однако, его изобретение провалилось.
В 1931 году Жорж Бошам (George Beauchamp) и Адольф Рикенбакер (Adolph Rickenbacker) придумали электромагнитный звукосниматель,
в котором электрический импульс пробегал по обмотке магнита, создавая
электромагнитное поле, в котором усиливался сигнал от вибрирующей
струны.
Их инструмент, когда он появился, немедленно обозвали "сковородкой" — и
не просто так: во-первых, корпус был цельнометаллический. Во-вторых, по
своей форме инструмент действительно до безобразия напоминал сковороду
с непропорционально длинной "ручкой" — грифом.
Но в итоге это оказалась первая жизнеспособная и конкурентноспособная электрогитара.
К концу 1930-х годов многочисленные экспериментаторы начали скрещивать
ужа с ежом, и встраивать звукосниматели в более традиционно выглядящие
испанские гитары с полыми корпусами. Однако тут их ждали изрядные
неприятности в виде резонансных наводок (feedback), искажений и прочих
посторонних шумов.
В конце концов, с ними управились при помощи двойной встречной обмотки — которая гасила "излишний" сигнал.
Однако сначала музыканты и инженеры пытались решить эту проблему иначе:
в резонаторный ящик набивались всякие тряпки и обрывки газет, чтобы
избавиться от лишних колебаний — а следовательно, и от наводок. Ну а
наиболее радикальный вариант предложил гитарист и инженер Ле Поль (Les
Paul) — он просто сделал деку для гитары монолитной. В отличие от
сковородки, впрочем, дека Les Paul была выполнена из дерева. Из сосны,
если уж совсем быть точными. И называлась она — "Брусок" (The Log).
Для звукоснимателя Лес Пол использовал запчасти от телефона
и, что самое интересное, действительно обычный деревянный брусок в
качестве корпуса. В связи с тем, что звук усиливался посредством
электроники, в акустическом резонаторе надобность отпала.
Когда же он впервые появился на публике, на его инструмент смотрели,
как на чёрт знает что. В итоге, чтобы успокоить публику, Лес Пол
приладил к бруску — только для виду — корпус испанской гитары. И после
этого его принимали на ура.
С цельным или почти цельным куском начали экспериментировать и другие инженеры. В 1940-х годах этим занимались мистер Пол Бигсби (Paul Bigsby) и мистер Лео Фендер (Leo Fender).
Знакомые имена, не правда ли?
К 1950 году компания, основанная Фендером уже вовсю штамповала копии гитары под названием EsquireBroadcaster, за ним — Telecaster, а в 1954 году свет увидел первый Stratocaster.
С тех пор эта модель гитар особых изменений не претерпела.
Надо сказать, что в это время музыкантов редко удовлетворяла участь отдельной частицы безмерного поп-конвейера: желающих найти что-то своё было куда больше. Это отражалось и на инструментах, гитарах, в частности. Искали и своё звучание, а многие, в особенности исполнители поп-музыки, стремились внешность и своих инструментов сделать неповторимой. От формы корпуса звучание гитары особо не зависит, поэтому дизайнеры старались кто во что горазд. У гитариста ABBA инструмент по форме напоминал звезду. Гитарист Scorpions много лет играет на гитаре в виде ласточкиного хвоста. Вообще гитары подобных "экстремальных" форм предпочитали исполнители глэм-рока. Что же касается фирм-производителей — то на поприще извращенческо-экстремальных очертаний инструментов более всего прославились, пожалуй, компания Gibson и B.C. Rich. Тот самый "ласточкин хвост", который именуется Flying V или V Factor был придуман дизайнерами Gibson. Кстати, по этому адресу расположена целая галерея фотографий гитар B.C.Rich, так что на все эти хищные углы можно взглянуть своими глазами. На гитары Gibson — компании, долгое время бывшей крупнейшим производителем электрогитар в США.
Для гитаристов: осторожно, существует угроза резкой активизации слюноотделения. Случалось, что дизайнерам от гитарной промышленности так хотелось выпендриться, что чувство меры и вкуса попросту отказывало. Скажем, в одном музыкальном салоне на ВВЦ много лет на стене висела гитара, дека которой была выполнена в виде свившегося в восьмёрку дракона. Резчик по дереву был искусный, но, видит Бог, эту гитару серьёзные музыканты покупать не станут ни за что. Во-первых, такого зазубренно-чешуйчатого монстра неудобно держать в руках, а во-вторых, даже издали кажется, что эта гитара держится на честном слове: чихнёшь — рассыплется. Украшение на стену, не более того.
Любой поборник акустических инструментов заявит вам, что электрогитара — это и не гитара вовсе, а лишь внешне отдалённо напоминающий её совершенно иной инструмент, по инерции сохранивший старое название. В том, что это другой инструмент, поборники будут правы. Что же касается инерции — то что-то слишком долго она сохраняется: уже более 70 лет. Более того, на буклетах всевозможных рокеров словом guitar подчас обозначается именно электрогитара, а акустическую гитару приходится обозначать отдельно. Беда с электрогитарой состоит в том, что без средств обработки — то есть, усилителя и динамиков, — она, в отличие от своего акустического предка, бесполезна. (сквайр, или оруженосец), затем последовал
Виды электрогитар.
Музыкантам, из всех существующих стилей отдающим предпочтение блюзу,
фанку и другим американским "продуктам" данной отрасли, нужен особый
инструмент. Идеальный вариант - Stratocaster от компании
Fender. Уникальность звучания этой электрогитары достигается за счет ее
строения. Автор "конструкции" - Лео Фендер для корпуса выбрал ольху и
ясень, обладающие звонким стеклянным звуком, гриф сделал из клена,
накладку - из палисандра, добавляющего в характер воспроизведения
теплоты. Звукосниматели - синглы. Гитара либо комплектуется
полноразмерными хамбакерами, либо в них специально оставляется
посадочное место под сингл.
Gibson Les Paul, постоянно конкурирующий с Fender, необычайно
хорош для любителей джаза. В модельном ряде этой фирмы есть на что
обратить внимание. Корпус и гриф гитар выполнен из красного дерева,
палисандр используется в качестве накладки. Звукосниматели - хамбакеры.
Цена таких инструментов почти в два раза выше предыдущих из-за
сложности производства. Место под солнцем также отвоевали Telecaster - цельнокорпусная гитара, выигрышный способ показать мелодичность кантри и блюза, гитары Heavy Metal.
Некоторые приёмы игры на электрогитаре.
Hammer-on — наиболее простой прием игры. Название происходит от
английского слова, обозначающего молоток. Гитарист извлекает звук
ударяя по струне на любом ладу пальцем как молотком. В музыке этот
приём называется «восходящее легато». Pull-off — извлечение звука путём снятия со струны пальца,
обратное действие hammer-on. В музыке этот приём называется
«нисходящее» легато. Slide — искусственное скольжение вдоль струн вверх и вниз по
грифу пальцами левой(иногда и правой) руки. «Скольжение» достигается за
счет плавного скольжения пальцев по струнам, во время которого пальцы
воспроизводят звуки на ладах. Bend — один из основных приемов электрогитарной техники. Суть
его состоит в движении прижатой к грифу струны поперек грифа, то есть
перпендикулярно линии грифа. Во время такого движения высота звучания
плавно изменяется и нота становится выше. Vibrato — любое движение струны после извлечения ноты изменяет
характер звучания. Вибрато — это дрожание пальца на струне, изменяющее
звук. Медиаторный слайд (глисандо) — для исполнения этого приема нужно ребром медиатора проехаться по струнам к началу грифа. Tэппинг — звук извлекается пальцем правой руки на определенном ладу. Эдди Ван Хален был одним из первых, кто применил тэппинг.
Гитарное оборудование.
И к вопросу о гитаре, нельзя забывать о том, что гитара электрическая
без оборудрования как инструмент - ничто! А именно по этому стоит
вспомнить о Дике Дейле (вспоминаем трельную гитарную игру в
"Криминальном чтиве"). Формируя свой стиль Сёрф-Рок он добивался громкости звучания, и именно благодаря ему были созданы одни из самых мощьных усилителей и колонок. Комбоусилитель (комбик) — усилитель и динамик, вмонтированные в
один корпус, по форме напоминающий ящик. Основной элемент создания
гитарного звука. Минимум для начинающего гитариста — комбик и гитара.
Различаются транзисторные и ламповые комбики. Ламповые считаются
эталоном звучания. Цифровой процессор — устройство, обрабатывающее гитарный звук при помощи цифровых алгоритмов. Педаль эффектов (примочка) — устройство, искажающее звук гитары. Наиболее известные эффекты: Distortion — эффект сильного искажения, используется в тяжёлой музыке. Overdrive — моделирование звучания лампового усилителя с перегруженным входом.