Пол
Маккартни: «В конечном счете слава – это возможность не платить за
парковку, потому что сторожу нужен твой автограф; слава – это когда
тебе не дает спокойно пообедать пятидесятилетняя американка с „конским
хвостом“. Нас четверых знают почти все на этой Земле, но мы не
чувствуем себя настолько знаменитыми».
Стадион Ши, Нью-Йорк 15 августа 1965 г. «Битлз» выступает на стадионе Ши перед многотысячной (50-70 тыс. чел) аудиторией
«Битлз» выступает на стадионе Ши, Нью-Йорк 15 августа 1965 г.
Джордж
Харрисон: «Нас доставили вертолетом, но ему не позволили сесть прямо на
арену, поэтому пришлось сесть на крышу здания Всемирной ярмарки. Оттуда
нас довезли до стадиона в бронированной машине «Уэллс-фарго». Когда мы
сели в вертолет на Уолл-стрит, вместо того чтобы доставить нас по
назначению, пилот начал летать вокруг стадиона, приговаривая:
«Посмотрите, разве это не круто?» А мы, холодея от ужаса, думали:
«Скорее бы это закончилось!»
Джон
Леннон: «Поскольку мы играли перед пятидесятипятитысячной аудиторией –
такая толпа собралась на первом концерте в Нью-Йорке, – тут не могло
обойтись без диких сцен. Даже если бы вся эта толпа просто смотрела
пинг-понг, все равно все выглядело бы точно так же, – толпа была
слишком огромной. И все-таки было удивительно слушать ее рев.
Мы
жутко нервничали еще до того, как вышли на сцену. В девяти случаях из
десяти мы вдруг начинали ощущать страшную усталость за полчаса до того,
как начинали переодеваться. Внезапно всех охватывал полный столбняк.
Переодеваясь в костюмы и застегивая рубашки, мы стонали: „О, нет...“ Но
как только концерт начинался, мы приходили в себя».
Джордж
Харрисон: «Стадион „Шей“ громаден. В те дни артисты еще выступали в
кинотеатре „Астория“ в Финсбери-парке. Это был первый рок-концерт,
проходивший на стадионе. „Вокс“ изготовила для этого турне специальные
большие стоваттные динамики. Мы перешли с тридцати ватт на сто, но и
этого оказалось недостаточно: наши усилители по-прежнему были
рассчитаны на закрытые помещения».
Ринго
Старр: «Мы начали выступать на стадионах. Там собиралось столько людей,
а усилители по-прежнему были слабенькие, для зала. Установить более
мощные не удавалось. Мы всегда использовали аппаратуру для помещений.
Она исправно служила нам даже на стадионе „Шей“. Мне казалось, что люди
приходят не для того, чтобы услышать концерт, а чтобы увидеть нас.
Сразу после вступления к первой же песне крики зрителей заглушали все
остальное».
Стадион Ши, Нью-Йорк 15 августа 1965 г.
Пол
Маккартни: «Теперь выступления на стадионах вроде «Шей», «Джайентс» и
так далее – обычное явление, но тогда это случилось впервые. Нам
казалось, будто собрался миллион человек, но мы были к этому готовы.
Очевидно, наши агенты считали, что мы достаточно популярны, чтобы
собрать целый стадион.
Когда
выходишь на сцену и понимаешь, что люди заполнили весь этот огромный
стадион, чтобы услышать тебя, испытываешь волшебное ощущение, ты словно
окружен морем людей. Приятно уже то, что ты участвуешь в этом
потрясающем действе. Вряд ли зрители что-нибудь слышали. Мы
пользовались обычными усилителями, пригодными для объявлений во время
бейсбольного матча: "Леди и джентльмены, игрок..." Зато они могли
сработать на нас в том случае, если мы собьемся или сфальшивим, – этого
никто бы не заметил. Все дело было в самом событии».
Джон вошел в раж…
Ринго
Старр: «Если вы просмотрите отснятый фильм, то поймете, как мы
отреагировали на происходившее. Пространство было огромным, и мы были
явно не в своей тарелке. Мне показалось, на этом концерте у Джона
поехала крыша. Нет, он не тронулся умом, а просто психанул. Он играл на
пианино локтями, и это было дико».
Джон
Леннон: «Я колотил по клавишам ногой, и Джордж от смеха не мог играть.
Я делал это для прикола. А молодняк в зале так и не въехал. Поскольку в
песне «I'm Down» («Мне плохо») я играл на органе, я впервые решил
использовать его на сцене. Я понятия не имел, что делать, поскольку без
гитары чувствовал себя будто голый, поэтому начал подражать Джерри Ли,
скакать и сыграл только два такта.
Это
было замечательно. Мы еще никогда не играли перед такой большой толпой.
Там объяснили, что это крупнейший концерт вживую за всю историю. И это
было потрясающе, самое волнительное из того, что с нами было. Нас,
похоже, было слышно, несмотря на весь шум, потому что динамики были
мощнейшие.
Мы
не слышали ничего из того, что нам кричали, – мы были слишком далеко от
зрителей, но плакаты мы видели. Ощущения всегда одинаковые: ты стоишь
перед микрофоном и даже не пытаешься понять, что творится вокруг, ты
забываешь о том, кто ты такой. Как только ты включаешься в работу и
начинается шум, ты становишься просто членом группы, вновь дающей
концерт, забываешь, что ты один из «Битлз» и какие у тебя есть записи.
Ты просто поешь».
Творческий дуэт Леннон-Маккартни
Пол
Маккартни: «Все выглядит так: ты поднимаешь шум – и они поднимают шум.
Но самое главное – это общий шум. Суть именно в этом правда.
Постановщик Сесил де Милль, а в ролях шестьдесят тысяч человек».
Часть 9: Незабываемые мелодии.