Историк: "Битлз" были обычными капиталистами, а не кумирами молодежи.
Историк: "Битлз" были обычными капиталистами, а не кумирами молодежи.
20:25, 09 октября 2008г.
Легендарная четверка "породила слой инертных подростков-потребителей".
Ученому больше импонируют моды и поборник возрождения народной культуры
Джону Леннону принадлежит спорное утверждение о том, что "Битлз"
популярнее Иисуса Христа, а преданность их поклонников и фанатская
истерия достигли таких масштабов, что название этой группы стало
синонимом молодежной культуры свингующих 60-х. Однако историк из
Университета Кембриджа возражает, что "Битлз" были не героями
контркультуры, а капиталистами, которые цинично эксплуатировали
молодежную культуру в собственных корыстных целях. "Для представления
интересов британской молодежи они сделали не больше, чем "Спайс-Герлз"
в 1990-х", – утверждает Дэвид Фаулер.
Многие обозреватели в шестидесятые полагали, что вся молодежная
культура вертится вокруг "Битлз", – говорит Фаулер. Но одна только
фантастическая популярность – по которой они, может быть, как сказал в
1966 году Джон Леннон, и превзошли Иисуса Христа – не делает их
вожаками поколения.
Истинным первооткрывателем британской молодежной культуры XX века
Фаулер называет мечтательного поборника возрождения сельского стиля и
любителя народных танцев Рольфа Гардинера, отца дирижера сэра Джона
Элиота Гардинера.
У Фаулера, учившегося в Манчестере в 1980-е – в те бурные времена,
когда там гремел ночной клуб Hacienda, – сегодня выходит исследование
под названием "Молодежная культура в современной Великобритании"
("Youth Culture in Modern Britain").
Большая часть того, что было написано о "Битлз", – например, что они
были в первых рядах молодежного культурного движения, – по его мнению,
не соответствует действительности. "Они были молодыми капиталистами,
далекими от участия в становлении молодежной культуры, которые
эксплуатировали ее, стимулируя лишь культ кумиров, бессмысленные вопли
и слой инертных подростков-потребителей – не более".
Фаулер указывает, что "Битлз" участвовали в таких телешоу, как "Шоу
Моркамба и Уайза" (1963 год): "Они на самом деле работали в сфере
развлечений для всей семьи, а не на переднем крае молодежной культуры".
Помимо разоблачения представлений о "Битлз", которые он считает
мифическими, Фаулер делает предметом своего рассмотрения движение
модов, которое зародилось в пригородах Северного Лондона вроде
Стэмфорд-Хилл и Стоук-Ньюингтон и за три года (с 1964 по 1967)
распространилось по всей Великобритании, хотя северные моды будто бы
носили более длинные волосы и были не похожи на южных, еженедельно
появлявшихся в шоу "На старт, внимание, марш!" ("Ready Steady Go!").
Фаулер утверждает, что "субкультура модов была более значительным
культурным феноменом, чем "Битлз", поскольку именно в данной среде
образовалось первое мобильное в географическом отношении молодежное
движение, объединившее тысячи молодых людей и девушек".
Такие группы, как "Битлз" и "Роллинг-Стоунз", по утверждению Фаулера,
просто не были заинтересованы в том, чтобы становиться глашатаями
молодежи.
И действительно, Мик Джаггер именно так и сказал в телеинтервью Уильяму Рис-Моггу. Их интересовали только продажи пластинок.
"Битлз" не породили никакой молодежной культуры, они породили лишь слой
фанатов-подростков (главным образом девушек), который с завершением
британских гастролей группы в 1965 году стал никому не нужен".
Значительное место в книге посвящено Гардинеру, который, как утверждает Фаулер, и был тогда истинным героем молодежной культуры.
В 1920-х, будучи студентом Кембриджа, Гардинер сформулировал принципы
"культа молодости", в рамках которого молодые люди могли с большей
свободой самовыражаться и ставить под сомнение суждения своих отцов.
Он был очарован набиравшей силу в Веймарской Германии Jugendkultur – с
присущими ей путешествиями, сетью молодежных гостиниц и упражнениями в
метании копья – и постарался наладить мосты дружбы с немецкой
молодежью, отправившись с труппой юных исполнителей английских народных
танцев в тур по крупным городам Германии.
В Кембридже Гардинер не гнушался плавать нагишом в реке Кэм и вставал по утрам в 6:30, чтобы сделать зарядку.
Этот интеллектуал и любитель Д.Г. Лоуренса пытался скрестить высокую
культуру с сельской. Он вывозил своих танцоров далеко за пределы
привычных им мест и ездил с ними по шахтерским селениям.
"Он возил этих крайне благовоспитанных студентов в местечки вроде
Северного Скелтона, Северного Йоркшира и Дарема, впиваясь глазами в
местные типажи. Он пытался создать молодежную культуру и молодежные
сообщества, для которых не существовало бы классовых границ", – сказал
Фаулер.
У Гардинера было много друзей, и на его великосветскую свадьбу в числе прочих были приглашены и горняки.
Впрочем, с течением лет репутация Гардинера несколько потускнела,
поскольку некоторые утверждали, что он симпатизировал нацистам.
"Он пытался завязывать дружеские отношения. Он был идеалистом".
Но он не был эдаким чудаком в сандалиях, каким его также иногда
пытаются представить, утверждает Фаулер: "Люди, подобные Рольфу
Гардинеру, были истинными революционерами от культуры – поп-звездами
еще до появления самого феномена поп-звезды".