(из книги "The Beatles в цитатах")
- Вы знаете, ведь впервые в Советском Союзе «Битлз»
дал в эфир я. Это была передача «На всех широтах»,
впрочем, как и Led Zeppelin, и многое другое... И я не понимал, чем эта
группа так напрягла наше идеологическое руководство. Только тем разве,
что отвлекала молодежь... Я могу понять другое - у них был резкий,
непривычный для советской эстрады аккомпанемент... Но если вслушаться в
их песни, то все они необычайно мелодичны. Что касается содержания, то
да, можно сказать, глубины особой не было. Но они и не преследовали эту
цель, для них, очевидно, важна была в первую очередь музыкальная форма.
И, как сейчас говорят, имидж. Четверка ребят из портового города
собралась покорить мир, и в общем-то они его покорили!...Сейчас модно
говорить о потрясениях. Нет, я вообще человек спокойный. Хотя, конечно,
«Битлз» были открытием, очень сильным явлением -
музыкальным и социальным. Я сейчас их слушаю и слышу иногда очень
красивые композиции, которые и тогда не снились нашей эстраде, и сейчас
не снятся...
Виктор Татарский, из интервью "Новой газете", 25.01.2001г.
К моменту начала записи сюиты "Как прекрасен мир", то есть к 1971 году,
у меня сложилось новое отношение к моему песенному жанру. Мне
показалось, что песня может стать более сложной по диапазону затронутых
тем, по музыкальному языку. Не скрою, что большое влияние на эту мою
трактовку мира оказал творческий опыт ансамбля "Битлс". По моему
мнению, этот ансамбль словно открыл новое измерение песни (я говорю о
некоторых новых принципах музыкального мышления).
Первым из них является принцип ансамблевого пения. Это то, что до них
было достоянием камерной музыки, принцип мадригала, когда, скажем, от
первого лица поется сразу несколькими голосами. Такая музыкальная
условность раньше почти полностью исключалась: если люди пели хором, то
текст должен был идти как бы от коллектива.
Вторым нововведением "Битлс" оказался отказ от сложных хордовых
структур и возвращение к обычно сопоставленным простым созвучиям.
Третьим их открытием была очень своеобразная мелодика (т.е. когда
группа не существует, и каждый из музыкантов идет своим путем... лучшие
песни "Битлс" созданы Маккартни - он-то и был настоящим музыкальным
талантом ансамбля). И, наконец, именно "Битлс" сделал преобладающим
сюитный принцип...
Давид Тухманов
Как у меня вышло с музыкой к фильму "31 июня". Предыстория такая. Моя
дочка тогда училась в 10 классе. Я написал песню к фильму "Земля
Санникова" - "Есть только миг". Дочь пришла из школы и говорит, что я
пишу музыку для своего возраста, а сейчас молодым интересен "Битлз". Я
начал слушать "Битлз". А воспитан был на джазе, и гармония "Битлз" мне
показалась вначале примитивной. Но тогда я понял, что надо слушать и
постараться понять, почему эта музыка нравится молодым. Представил
себе, что я плыву по реке и на ней есть протока. И вот молодежь плывет
по ней, а я все по реке. И понял, что чем дальше и дольше буду плыть по
своей реке, тем труднее мне будет вернуться назад к протоке. И начал
барахтаться назад. Чтобы хотя бы не в авангарде молодых, а в хвосте, но
все-таки плыть вместе с ними. Слушал очень много молодежной музыки. В
конце концов она мне понравилась, и я начал сочинять в том же духе.
Что-то получалось, что-то нет...
Мы все друг друга знали и дружили, были в хороших отношениях.
Я всегда считал и сейчас считаю Тухманова лучшим композитором. Поэтому,
когда вышла пластинка "На волне моей памяти", я все прослушал.
Замечательная, изумительная музыка.
Александр Зацепин
-Можно ли сказать, что «Алешкина любовь» навеяна
битловскими мотивами?
-Что там похожего-то? - Это моя песня! Разве что настроение. Вот
настроение - пожалуй! Ну, а кто мог этого тогда избежать? Мы все
находимся под давлением: кто под Пушкиным, кто - под Моцартом. Я,
честно говоря, всегда старался больше подражать Шопену. Но мне
почему-то «клеят» «Битлз». Но я
больше от классики иду…
-А вы были фанатом «Битлз»?
- Да, был. Что меня в них поразило? То, что они перевернули все это
дерьмо, которое налипло на музыку, весь этот модернизм. В каждые
времена все эти Шостаковичи поднимают голову, все это фуфло выдается за
шедевры. Но это же голые короли! А что такое голый король? Ведь если ты
скажешь, что это плохо, то значит, ты - дурак. И все смотрят и
соглашаются: да, это хорошо! И только маленький мальчик, которому
совершенно все равно, говорит: «Мама, смотри! А король-то
голый!» И тут все увидели, что король голый: вот-те на! Вот и
«Битлз» вернули музыку на круги своя. Они доказали,
что ничего нового нет, это просто хорошо забытое старое, потому что их
лирика - это просто ноктюрны Шопена, но не какие-нибудь, а самые
лучшие! Все возмущались их длинными волосами, гитарами, модой! А вы
сделайте так, как они! Не получается?! Во времена Шопена тоже была
какая-то своя мода. Но эти вещи - вспомогательные! Главное-то музыка!
Сейчас так, как во времена «Битлз», уже не
одеваются, та мода уже ушла, сейчас в моде лысая башка или гребень, как
у петуха. Но музыка-то осталась! Эти ценности, которые они отбахали,
они уже не меняются. Значит, люди должны понять, что и все эти гребешки
завтра отпадут, и в моде будет что-то другое. Но главное-то не в этом!
Но не хотят люди понимать. Я и подражал «Битлз» в
«Алешкиной любви». Но это настроение, которым все
болели…
Возьмите, например, Джона Леннона, дайте ему, скажем, три миллиона и
потребуйте: «Джон, на тебе три миллиона и спой
фальшиво!» - ничего у него не получится. Это у них отсечено.
Сергей Дьячков, из интервью "Специальному радио"
Как-то ходил на "Иглз" -- высший класс и по звуку, и по свету, и по
поведению на сцене. Настоящие музыканты-интеллигенты. Нравится,
конечно, "Битлз", Элтон Джон, Эрик Клэптон. Да, в общем, многие
мелодисты. А вот протеста в музыке никогда не понимал, мне кажется, в
музыке нет места протестам, именно по этой причине, скажем, в "Битлз"
мне ближе по духу Пол Маккартни, а вовсе не Леннон. Протест всегда
напрягает, а мне нравится музыка, которая расслабляет.
Юрий Антонов, "Коммерсант - Деньги", 2007г.
- Как-то, по-моему, в 1960-е годы я гастролировала в Лос-Анджелесе.
Тамошние русские эмигранты после концерта позвали в ресторан. И тут ко
мне подошли незнакомые ребята, стали петь на ломаном русском языке "Вот
мчится тройка почтовая". Хорошо пели, чисто. Оказалось, что это
музыканты популярной группы "Битлз", о которой я до тех пор грешным
делом и не слышала. Я в ответ запела: "Вниз по Волге-реке", "Тонкая
рябина". Они начали подыгрывать - сперва не совсем в ту степь, а потом
неплохо получилось. Вот так, музыкой и жестами, вполне достигли
взаимопонимания - ведь ни я английского, ни они русского не знали. Один
из них - по-моему, Леннон - подарил мне на память серебряный крестик,
сказал, что он принесет мне счастье, и, правда, я его с тех пор всюду
вожу с собой. Потом я уже, конечно, слышала много песен "Битлз".
Замечательные были ребята, исполнявшие совершенно новую для того
времени музыку
Людмила Зыкина
- Сегодня клясться в любви к "Битлз" - невелика заслуга: группа
общепризнана, иные наши меломаны скорее отзовутся презрительно о
достижениях русской и советской песни, походя растопчут великих
Дунаевского, Соловьева-Седого, Мокроусова, чем дадут в обиду битлов...
Поэтому не буду ничего говорить. А просто прочту вам отрывок из своего
выступления на пленуме Союза композиторов в 1975 году, посвященного
песне. Тогда эту речь перепечатали все газеты, но кусок о "Битлз"
вымарали.
"...В этом новом явлении, начало которому положили музыканты
английского ансамбля "Битлз", есть несомненные привлекательные черты.
Прежде всего это спортивность образа, оптимизм, молодость, яркость.
Лучшие образцы музыки "Битлз" интонационно связаны с народной песней.
Ошеломляет инструментарий (электрогитары) и значительно более
разнообразная по сравнению с джазом палитра ритмов. Неудивительно, что
молодежь со всем пылом ринулась в эту новую свежую струю. И тут
оказалось, что недостаточно иметь красные гитары, красивые костюмы и
модные прически. Надо еще хорошо играть, одновременно чисто и слаженно
петь в ансамбле, т.е. быть в самой тесной дружбе с хорошим сольфеджио.
Все это оказалось не таким простым делом, да и образцов для подражания
не было. "Битлз" к нам не приглашали, а ансамбли из социалистических
стран, которые приезжали в нашу страну, были лишь их 10-й, а то и 100-й
копией".
Александра Пахмутова
"Старинной музыки не существует". "Старинная музыка - это, может быть,
"Битлз", но не Бах, не Моцарт и не русские духовные песнопения XVI-XVII
веков, которые мы исполняем... Бах и Моцарт - композиторы вне
религиозной конфессии и времени"
Анатолий Гринденко, руководитель Хора Московского Патриархата
"Древнерусский распев", из интервью volgainform.ru
Книга "Битлз в цитатах" в формате PDF находится
здесь