Итак, начнем с
того, что эта статья не претендует на гениальность – это
рассуждения-размышления современного битломана о сущности его «мании». Нет,
речь пойдет не о Битлз. А о битломании. Что это такое? Почему битломания резко
отличается от других «кумиропоклонничеств»? Что объединяет битломанов кроме
Битлз?..
Вопросы очень
сложные, над ними бьется не одно поколение социологов и психологов. Но не
всегда сугубо научный взгляд может с известной точностью передать суть явления.
Я попыталась взглянуть изнутри на битломанию, поскольку сама являюсь
битломанкой, и давно интересовалась этим вопросом. Но, не имея ни
соответствующего багажа знаний, ни права писать научным стилем,я выбрала публицистический – думаю, в данном
случае это простительно.
Что же такое
битломания? – вопрос вовсе не праздный. Разумеется, даже человек со стороны
может сказать, что «битломания» - это «мания по группе Beatles».
Все верно, битлы являются краеугольным камнем этого явления.Однако, как показали многолетние наблюдения,
битломания – это почти религия, которая включает в себя не только поклонение
группе Битлз. Видимо, дело в том, что битломания одно из самых старых
неформальных движений, включающее в себя людей разных возрастов. Все они
привносят свои ценности и мировоззрения, часто радикально различающиеся, что
только обогащает эту субкультуру, делает ее разнообразнее и колоритнее. А
поскольку музыкой Битлз вдохновлялись последующие поколения музыкантов (а сами
битлы увлекались Элвисом Пресли, Бобом Диланом etc),
то битловское наследие не знает границ. И в этом-то наследии битломаны
увлеченно копаются и по сей день.
Итак,
краеугольным камнем битломании являются самиБитлз, и все с ними связанное. Все остальное «здание» - это музыка,
которая берет свое начало из творчества битлов, и всевозможные вещи, вопросы
или явления, созданные под влиянием ливерпульской четверки – а это и кино, и
мультипликационные фильмы, и литература, и многое другое.
Как видите, даже
мало-мальски заинтересованному Битлз человеку есть, из чего выбирать. Однако
битломанами становятся не только из-за того, что музыканты каким-то образом
имеют отношение к интересующему предмету. Почему так – этот вопрос я оставляю
вне рассмотрения, ибо на него нет ответа. Поэтому поговорим о битломанах.
Битломаны, как
вы понимаете, это адепты нашей субкультуры. Все они люди разного возраста,
разного социального положения, разного культурного развития. При первом взгляде
на пеструю армию поклонников битлов кажется, что этих людей больше ничего не
объединяет. Но при более внимательном рассмотрении становится понятно, что все
как раз наоборот. Все битломаны люди с определенным складом личности, тип
которой я попыталась выяснить.
Начнем с того,
что очень многие битломаны говорят о начале своей битломании одинаково: «словно
вату из ушей вынули», «это было очень необычно», «сознание как в гармошку
сложилось». Обычно это происходит после прослушивания какой-либо одной песни
группы, причем для каждого эта песня своя. И уже после этого новоиспеченный
битломан начинает меняться. Изменяется в первую очередь характер – это главная
отличительная черта битломании, она присуща, пожалуй, только ей.
Это говорит о
том, чтобитломанами становятся в первую
очередь те люди, которые не нашли себя до этого – интеллигенты с широким
кругозором, которым нравится многое, но что-то одно выбрать сложно, хохмачи,
радующиеся жизни на каждом шагу... Или же люди, желающие найти в жизни хотя бы
одну константу. Когда захлестывает битломания, человек сразу же определяется,
что ему действительно нравится, а что нет, находит еще один повод порадоваться
жизни, или же ту платформу, на которую он будет опираться до конца своих дней.
Последнее
вызвано тем, что многие люди в современном обществе остаются атеистами. Однако
всем нам нужна хоть какая-то вера – если верить в правительство в наши дни
наивно, в себя не получается, а деловые отношения искореняют настоящую дружбу и
любовь, то остается только одно. Стать фанатом какой-либо группы (в данном
случае, Битлз). Зачастую битломаны такого типа даже не пытаются разобраться в
том, что они полюбили – и живут придуманными ими образами, отстаивая их на
каждом шагу. Или же наоборот, разбирают творчество любимой группы по косточкам,
поскольку это позволяет «обустроить в сознании маленькое уютное гнездышко», в
котором ничего кардинально не изменится, ибо факты вещь упрямая.
Те, кто стал
битломаном потому, что группа «так и пышет жизнью», в большинстве своем не
интересуются тонкостями взаимоотношений авторского дуэта Леннон-Маккартни, а
наслаждаются тем, что этот дуэт сочинил. Именно они чаще всего пишут фанфики
(небольшие рассказы о своих любимцах), обыгрывают по-своему творения Битлз,
заставляя их играть по-новому.
Те же, кто
выбрал битлов точкой отсчета для построения своей модели мира, впоследствии могут
охладеть к ним (но не перестать любить, что примечательно). Но зачастую такие
битломаны остаются горячими поклонниками до конца своих дней, и именно они чаще
всего смотрят наиболее трезво на Битлз, принимая их такими, какие они есть без
оговорок.
Войдя в ряды
себе подобных, битломан оказывается в своего рода «клане». Это вполне
закономерно и не обсуждаемо. Но этот «клан» неоднороден – его можно условно
разделить на три группы. В первую я отношу тех, кто подходит к творчеству Битлз
как к интересному объекту изучения. Во вторую – оптимистов-хохмачей, и в третью
– тех, кто просто слушает «хорошую» музыку.
Если
представители третьей группы живут тихо и мирно, то между первой и второй
постоянно возникают стычки – из-за того, что «исследователи» не могут понять и
принять игривое отношение к творчеству группы у «хохмачей». Их раздражают
фанфики, каверы, анекдоты, и прочее субкультурное наследие, которым активно
пользуются и пополняют «хохмачи». Разумеется, есть и исключения из правил,
поэтому повторяю – разделение на группы весьма условно.
Однако всем этим
трем группам присущи общие черты. Человека, интересующегося только Битлз, не
поймут – как же так, ведь кроме битлов есть много чего интересного!.. А уж
битломана, отказавшего битломану в материальной помощи в виде интересных
материалов, фотографий и текстов песен просто замуруют заживо – настолько дико
прозвучит отказ для них.
Отсюда можно сделать вывод, что битломании
присущи «клановые» черты – взаимовыручка и взаиморазвитие, и стремление к
образованности – последнее позволяет с уверенностью отнести субкультуру к таким
движениям, как романтизм, авангард, экспрессионизм и иже с ними в искусстве.
Однако то, что в основе битломании лежит один объект – группа Битлз –
объединяет субкультуру с религией (но не делает ей). Значит, битломания – это
религиозаменяющие явление, носящее функции религии, но таковой не являющееся.
А вот почему так
происходит – спросите что полегче... Ясно одно – пока в этом мире не
установится порядок (а это произойдет ой как нескоро), Битлз будут отдушиной
для людей, светлой сказкой, позволяющей выжить в жестокости, стрессах и
насилии. Поэтому прав был тот человек, кто сказал что «Битлз – это Иисус
Христос» не в прямом, а метафорическом значении этой фразы.